Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Лицевая Библия Пискатора с рукописными виршами-подписями Мардария Хоникова. Российская гос. б-ка ("Румянцевка"). Ф.722 №93 [Б. м.], конец XVII в., 1674.

Опись А, №2186 (Ветхий Завет), 2187 (Новый Завет).

Ср. фототипические издания Библии.

Статья Белобровой, 1993, о Хоникове и публикация виршей: Ветхий Завет - Новый Завет (тут и с иллюстрациями).

Мардарий Хоников — монах XVII в., в 1679 г. сочинивший более трех тысяч объяснительных (славянских) виршей к лицевой Библии Пискатора (большей частью перевод латинских стихов).

См. М. Соколов, "Славянские стихи монаха М. Хоникова" (в "Археол. Изв. и Зап.", 1895, и отд., М.

{Брокгауз}

Соколов, Матвей Иванович (1855-1906). Славянские стихи монаха Мардария Хоникова к лицевой библии Пискатора. Москва: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1895.

Описание на сайте ТСЛ:

№ 370 (1–2) (пост. 25–1954 г.). Библия лицевая, изданная Николаем-Иоанном Пискатором в 1674 г. («Theatrum Biblicum hocest historiae sacre et novi testamenti tabulis aeneis expressae... Nicolaum Johannis Piscatorem. Anno 1674»), с рукописными подписями-виршами Мардария Хоникова. В двух книгах.

Рукописные подписи к гравюрам 1679–1700 гг. (первая дата указана в акростихе Мардария Хоникова – см. М. И. Соколов. Славянские стихи монаха Мардария Хоникова к лицевой Библии Пискатора. М. 1895, стр. 7, вторая – дата смерти патриарха Адриана, которому принадлежала данная рукопись – о записи см. ниже). Скоропись. 174 л. + 197 л. (л. 261–457) 28,0 x 34,5. Переплеты – картон, в дерматине, по корешкам наклейки с надписями: «Ветхий завет» (кн. 1) и «Новый завет» (кн. 2). На верхних крышках – наклейки с печатным шифром: «Свято-Троицкой Сергиевой лавры главная библиотека. Опись 1906 г. Отдел 12» и соответственно № 2715 (кн. 1) и № 2716 (кн. 2).

В кн. 1 на л. 1 запись владельца: « Ex libris Andreas Winius» (из книг Андрея Виниуса – речь идет о переводчике Андрее Андреевиче Виниусе). По л. 2–17 – владельческая запись: «...книга Библиа великаго господина Адриана, архиепископа и всех северных стран патриарха келейная. А отдати ея святейшаго патриарха в ризницу». По л. 2–5 – запись (обрезана, не закончена): «По приказанию Святейшаго Синода синодалнаго». Во 2 кн. на л. 456–457 часть записи: «...иеродиаконом Гедеоном».

В обеих книгах eсть утраты гравюр.

http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=2&manuscript=370.2



Яже Христос Бог содея воплощся

От Девы же Мир спасти чисто рождься

Премнога в людех показав чудеса,

И вознося всех верных на небеса.

И яже его раби сотвориша,

И елико их тому послужиша.

Во имя его верити учаще

И от злых скорби невинно терпяще.

Сия образы очесем являют,

Елицы на ня тщательно взирают.

Творцу сих Богу хвалу воздающе

И преданна им крепце брегуще.


* * *


Служащь аггела Захариа зряше,

Иже велию радость возвещаше:

Яко сын ему Иоанн родится,

Им же Израиль к Богу обратится.


Но Захариа ему отрицаше,

Старец рече есмь неплоден вешаще.

Аггел же ему о сем запрещает

И за неверство нема сотворяет.


Аггел Гавриил к Деве ниспослася,

Иже предстоит ей зело страшася:

Благодатная радуйся взывая

И божий совет вечный открывая.


Со гласом же сын слово воплотися,

И дева мати чистая явися.

Святым же духом свыше осененна

И в Рождестве бысть дева неврежденна.


Тщательно дева в горняя вхождает

И Елисавет южику лобзает.

В ней же младенц радостно взыграся,

Сим Богамати Мария назвася.

Владыку бо раб верный познавает

И чреносим сый провезавает.


* * *

Святая дева Бога величает,

И славящи песнь тому посылает:

Возрадовася дух мой зовущая,

Смиренна рекши: есмь раба сущая.

Величие мне славно сотворшаго

И мною печаль в радость претворшаго.


Сего вси в вышних Бога восхвалите,

И достойну честь ему воздадите.

С кимвалы с гусльми и лики поюще

И непрестанно царю всех поюще

Несказанно всю тварь управлающу

И милостивно верных спасающу.

* * *

Аггел пастырем радость возвещает

И слава в вышних Богу, той взывает

На земли поя благоволение

И человеком мир и спасение.


О рождестве им Христа Бога сказав

И зрети сего во Вифлеем послав.

Абие же с сим множество узрека

Аггел: согласно бо вси сие пеша.


 

Святая Анна Марию раждает
Чистую Деву, и млеком питает.
Иоаким же светло торжествует,
И ковчег Божий святу дщерь именует.

Богородицу хотящую быти
И юже имут все роди блажити.
Тем же Давидов дом ублажается,
Из него же Божий сын телом раждается.

Христос творец же и бог мир всего

Христос творец же и бог мир всего
Страждет на кресте да избавит сего
Поносну же смерть плотию приемлет
Беззакония бо всех на ся вземлет.

Между злодеев безгрешный распяся,
Смерть же, диавол и грех сим попрася,
Един же миг злодей его познавает
И помяни мя спасе мой взывает

* * *

Егда Христос сын человечь приидет
И судити мир со агелы снидет
Тогда бо яко пастырь вся соберет
И овцы своя от козлищ разберет

Их же искупил есть на кресте страдав
И кровию сих всех своею стяжав
Благословеных же в десных поставит,
разлучит от злых, во царстве прославит.

Во град небесный Сион водворяя
И божественны славы наслаждая.
Козлищя же зла умучит, осудив,
Тем же блюдися сего всяк нерадив.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова