Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Джорджо Вазари

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫХ ЖИВОПИСЦЕВ, ВАЯТЕЛЕЙ И ЗОДЧИХ

К оглавлению

 

БЕРНАРДО БУОНТАЛЕНТИ,

(Bernardo Buontalenti)

ДЖОВАННИ СТРАДАНО,

(Jan van der Straet)

САНТИ ДИ ТИТО

(Santi di Tito)

и

АЛЕССАНДРО ДЕЛЬ БАРБЬЕРЕ

(Alessandro del Barbiere /Fei/)

 

 

          Признания добился и прекрасный, разносторонний и богатый на выдумку талант Бернардо Тиманте Буонталенти (Bernardo Buontalenti), с детских лет обучавшегося первоосновам живописного искусства у Вазари, а затем, продолжая совершенствоваться, преуспевшего настолько, что уже много лет и с большим для себя почетом он состоит на службе у флорентинского князя, дона Франческо Медичи, который неизменно предоставлял и предоставляет ему работу. Так, он для Его Превосходительства выполнил много миниатюр по способу дона Джулио Кловио, который он применил и в целом ряде портретов и мелкофигурных историй, написанных им с большой тщательностью. Он же по прекрасному архитектурному замыслу, предложенному ему названным князем, отделал небольшой кабинет простенками из черного дерева и колоннами из восточных сортов гелиотропа и яшмы и из ляпис-лазури с капителями и базами из чеканного серебра, к тому же все членения этой отделки сплошь покрыты драгоценными камнями и прелестнейшими узорами из серебра с красивыми фигурками; в эти узоры вставлены миниатюры, а между спаренными гермами, то есть круглыми фигурами из золота и серебра, чередуются другие простенки, выложенные агатом, яшмой, гелиотропом, сердоликом, корналином и другими ценнейшими камнями, так что, если бы все это здесь перечислить, получилось бы длиннейшее описание.

          Достаточно сказать, что в другой работе, которая уже близится к концу, Бернардо показал себя очень талантливым мастером на все руки. Так, синьор герцог использовал его для осуществления многих его изобретательских замыслов в области грузоподъемных машин, действующих при помощи ворота или по прямой. А кроме того, Бернардо с легкостью нашел способ плавления и очистки горного хрусталя и делает из него истории и разноцветные сосуды. Берется он за все, и мы еще увидим, как он скоро научится делать самые совершенные фарфоровые вазы, столь же совершенные, как самые древние, овладев мастерством, которым в наше время обладает превосходнейший Джулио из Урбино, находящийся на службе у светлейшего герцога Альфонса II феррарского, изготовляющий потрясающие глиняные сосуды самых различных образцов и придающий фарфоровым изделиям прекраснейшие формы, не говоря о том, что из той же глины он получает твердые и удивительно чистые плитки, квадратные, восьмиугольные и круглые для мощения полов под пестрые сорта мрамора(1). Способ же изготовления всего этого находится в руках нашего Князя. Его Превосходительство приступил также к изготовлению столика, богато украшенного драгоценными камнями по образцу другого подобного же столика, принадлежащего его отцу герцогу Козимо. Для него же был недавно закончен столик по рисунку Вазари, редчайшая вещь, в которой цельный восточный алебастр инкрустирован большими кусками яшмы, гелиотропа, корналина, ляписа-лазури, агата и других ценных пород на сумму в двадцать тысяч скудо. Выполнил этот столик Бернардино ди Порфирио из флорентинской округи Леччо, превосходный мастер этого дела, изготовивший для мессера Биндо Альтовити восьмигранник, в котором та же яшма инкрустирована в черное дерево и в слоновую кость по рисунку того же Вазари. В настоящее время этот Бернардино состоит на службе у Их Превосходительств(2).

          Возвращаясь к Бернардо, я скажу, что он неожиданно для многих проявил себя и в живописи, показав, что он умеет делать большие фигуры не хуже маленьких, когда он для похорон Микеланджело написал тот большой холст, о котором уже шла речь. Бернардо нашел себе также применение, к великой для себя чести, в целом ряде маскированных шествий, состоявшихся по случаю бракосочетания его и нашего Князя, а именно в триумфе Снов, как об этом будет сказано ниже, и в интермедиях той комедии, которая была поставлена во дворце, как об этом во всех подробностях было рассказано другими. И если бы он с малых лет (правда, ему сейчас не исполнилось и тридцати) отдался изучению своего искусства так же, как он изучал фортификацию, на которую он потратил немало времени, он ныне достиг бы, пожалуй, такой степени совершенства, что всякий этому подивился бы. Все же люди полагают, что он, правда, несколько позднее, но так или иначе этого добьется, поскольку он весь — талант и мастерство, в особенности если к этому добавить, что он всегда находил себе у своего синьора применение и работу, причем в заданиях весьма и весьма почетных.

          Нашим академиком состоит также Джованни делла Страда (Jan van der Straet), фламандец по происхождению, который отличается хорошим рисунком, отличнейшими находками, богатым вымыслом и хорошими приемами как колорист. Многому научившись за десять лет своей работы во дворце под руководством и по рисункам Джорджо Вазари, он не уступит никому из множества живописцев, услугами которых пользуется названный синьор герцог. Однако в настоящее время главная его забота — это картоны для разных ковров, заказываемых опять-таки под руководством Вазари герцогом и князем для украшения комнат и апартаментов, которые Вазари расписал во дворце, причем эти ковры, рассчитанные на нижнюю часть стен, должны будут соответствовать росписям верхней их части. Для комнат Сатурна, Опи, Цереры, Юпитера и Геркулеса он сделал прелестнейшие картоны чуть ли не к тридцати коврам, а для верхних четырех комнат, в которых обитает княгиня и росписи которых посвящены женским добродетелям с историями о римских, еврейских, греческих и тосканских женщинах, а именно: сабинянках, Эсфири, Пенелопе и Гаульдраде, он равным образом сделал великолепнейшие картоны к соответствующим коврам. То же самое сделал он и для пяти нижних комнат, в которых обитает князь и которые посвящены Давиду, Соломону, Киру и другим. А для двадцати комнат во дворце Поджо а Кайано, для которых изо дня в день продолжают изготовлять ковры, он, выполняя замыслы герцога, изобразил на картонах охоты на всех зверей, включая соколиную охоту и рыбную ловлю с самыми затейливыми и прекрасными выдумками, какие только бывают на свете. Действительно, в этом многообразии зверей, птиц, рыб, пейзажей, нарядов, пеших и конных охотников, по-разному одетых всадников с их соколами и обнаженных рыбаков он показал себя поистине стоящим мастером, отлично усвоившим итальянскую манеру и твердо решившим жить и умереть во Флоренции на службе своих светлейших синьоров, сотрудничая с Вазари и другими академиками(3).

          Среди прочих молодых живописцев Академии даровитым и стоящим можно назвать также и Санти ди Тито (Santi di Tito), который, как уже говорилось в других местах, поработав в течение долгих лет в Риме, вернулся в конце концов во Флоренцию, чтобы насладиться своей второй родиной, ибо предки его родом из Борго Сан Сеполькро и принадлежат к весьма почтенной семье этого города. На похоронах Буонарроти и на свадебных торжествах в честь светлейшей княгини он показал себя в своей живописи, безусловно, с наилучшей стороны, но больше в тех историях, которые он с большим и поистине невероятным напряжением написал в театре, построенном по случаю этой же свадьбы синьором Паоло Джордано Орсини, герцогом Браччанским, на площади Сан Лоренцо. Истории эти, исполненные им светотенью на целом ряде огромнейших полотнищ, посвящены деяниям наиболее прославленных представителей дома Орсини. Однако истинную цену ему можно узнать по двум выпущенным им алтарным образам, один из которых находится во флорентинской церкви Оньисанти, ныне именуемой церковью Сан Сальвадоре и принадлежавшей в свое время отцам умилиатам (ныне же цокколантам), и который изображает вознесенную Богоматерь со стоящими внизу св. Иоанном, св. Иеронимом и другими святыми, а на втором, находящемся в капелле семейства Гварди в церкви Сан Джузеппе, что позади монастыря Санта Кроче, изображено Рождество Христово, которое он написал весьма старательно, включив в него много портретов с натуры. Я не говорю о множестве картин с изображением Мадонны и портретах, написанных им в Риме и во Флоренции, а также о его работах в Ватикане, о которых уже говорилось(4).

          В этой же Академии состоят и некоторые другие молодые живописцы, участвовавшие в вышеназванных церемониях. Часть из них флорентинцы, а часть уроженцы церковного государства.

          Алессандро дель Барбьере (Alessandro del Barbiere /Fei/), флорентинец, двадцатипятилетний юноша, помимо многого другого расписал во Дворце в честь названного бракосочетания и под руководством Вазари холсты, которыми были увешаны стены Большой залы и на которых он изобразил главные площади всех городов, подвластных синьору герцогу, с чем он безусловно отлично справился, показав себя юношей с большим вкусом и подающим надежды на всяческие свои будущие успехи(5). В этих и других работах Вазари пользовался помощью также и многих других своих питомцев и друзей, как-то: Доменико Бенчи, Алессандро Фортори из Ареццо, Стефано Вельтрони, его двоюродного брата, и Орацио Порта, причем оба последних родом из Монте Сансовино, а также и Томмазо дель Верроккьо(6).

          В этой же Академии состоят и многие превосходные иногородние художники, о которых подробно уже говорилось выше во многих местах. Поэтому достаточно будет назвать их здесь по имени, с тем чтобы включить их в число других академиков, упоминаемых нами в настоящем разделе. Я имею в виду болонцев Федериго Дзуккеро, Просперо Фонтана и Лоренцо Сабатини, а также Марко из Фаэнцы, Тициана из Вечеллио, Паоло из Вероны, Джузеппе Сальвиати, Тинторетто, скульпторов Алессандро Витториа и Данезе, веронского живописца Баттисту Фаринато и архитектора Андреа Палладио(7).

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Бернардо Буонталенти родился в 1536 г., умер в 1608 г.; в Уффици сохранилась одна из его миниатюр; кабинет герцога, столик по рисунку Вазари, работа, выполненная для Биндо Альтовити, и почти все остальные из упомянутых не сохранились. Джулио из Урбино работал в 1547 г. в Сиене, в 1569 — в Тиволи (в Городском музее Болоньи сохранилась ваза его работы).

 

2 О Бернардино ди Порфирио других сведений не сохранилось.

 

3 Джованни ван дер Страат родился в Брюгге в 1529 г., умер в 1605 г., был помощником Вазари (см. также биографию Микеланджело). Описанные Вазари ковры с изображениями охоты и эпизодов из жизни членов семейства Медичи в большей их части вытканы мастером Бенедетто Сквилли. Сохранившиеся из них находятся во Флоренции (в Музео дельи Ардженти, в Академии и в Палаццо Веккьо), а также в музеях Пизы, Падуи и Пармы. Большая часть ковров из Поджо а Кайано также теперь в Палаццо Веккьо.

 

4 Санти ди Тито родился в 1531 г., умер в 1603 г., работал в Риме в 1558—1564 гг. (см. также биографию Микеланджело); его работы для свадебных торжеств, происходивших в 1565 г., и для театра не сохранились; «Богоматерь», написанная для церкви Оньисанти (1565), на старом месте; «Рождество Христово» теперь в музее церкви Санта Кроче. В Риме Санти работал для Казино папы Пия IV и в Большой зале Бельведера.

 

5 Алессандро ди Винченцо Феи, прозванный Барбьеро, родился в 1543 г., умер в 1592 г.

 

6 О Доменико Бенчи (Бечери) другие сведения отсутствуют; об Алессандро Фортори (Форцори) документальные сведения относятся к 1564—1585 гг.; Стефано Вельтрони из Монте Сансовино сотрудничал с Вазари в Сан Микеле ин Боско в 1539 г. и на строительстве виллы папы Юлия III в 1551 г.; об Орацио Порта и Томмазо дель Верроккьо другие сведения отсутствуют (см. также автобиографию Вазари).

 

7 О Федериго Дзуккеро см. выше биографию Таддео Дзуккеро; о Просперо Фонтана, Лоренцо Сабатини и Марко из Фаэнцы см. выше биографию Приматиччо; о Тициане Вечеллио см. выше его биографию; о Паоло Веронезе и Баттисте Фаринато см. биографию Микеле Санмикели; о Джузеппе Сальвиати см. выше биографию Франческо Сальвиати; о Тинторетто см. выше биографию Баттисты Франко; об Алессандро Витториа, Данезе Каттанео и Андреа Палладио см. выше биографию Якопо Сансовино.

                       

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова