Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

Радбод Утрехтский

Радбод, епископ Утрехтский, родился около 850 г. Он происходил из знатного рода - его прапрадедом с материнской стороны был последний король-язычник фризов, также Радбод. Получив начальное образование при своем

90

дяде, Гунтере, епископе Кельнском, Радбод завершил его в школах при дворах Карла Лысого и Людовика Заики, где собраны были наиболее ученые люди того времени. Так, под руководством Гуго, настоятеля знаменитого монастыря св. Мартина в Туре, Радбод занимался риторикой и диалектикой. Став епископом Утрехта в конце 899 г., он писал о своем поставлении следующее: "Я, грешник Радбод, был принят, хотя и не достоин того, в сообщество служителей Утрехтской Церкви; и молюсь, чтобы мне достигнуть вместе с ними вечной жизни". Поскольку после нескольких набегов норманнов Утрехт лежал в развалинах, епископская кафедра переместилась в Девентер, где епископ Радбод провел последние 17 лет жизни. Скончался он 29 ноября 917 в местечке Оотмарсум. Тело епископа было перевезено в Девентер и похоронено в церкви св. Лебуина, где преемник Радбода, Балдерик, воздвиг алтарь над его могилой. Радбод Утрехтский был известен как поэт и музыкант. Его перу принадлежат тексты и музыка службы на праздник перенесения мощей св. Мартина Турского {Martini Translatio), секвенция Ave summa praesulum - "Радуйся, вершина предстоятелей " для этого же праздника, а также жития и гомилии. Считается, что Радбод привез в Утрехт сборник секвенций из Санкт-Галлена (Санкт-Галленский секвенциарий).

Перевод сделан по изд.: PL 132, 547-559.

Проповеди

Слово о св. Свитберте1

1. Мы проведем, братия возлюбленные, день особой радости, когда должно совершать святое воспоминание о покровителе нашем блаженнейшем Свитберте. Подобает нам быть готовыми ко всякому благому делу и иметь дух бодр2: сначала, чтобы слушать заповеди Божественного Закона, а затем, насколько будет в силах наших, попытаться следовать тому в делах своих и лишь тогда иметь возможность и других поучать. Ибо это делал Господь наш Иисус Христос, о Котором написано: "Иисус делал и... учил от начала" [Деян 1,1]. Впрочем, бесплодно и пусто будет наше учение, если высказанное нами разрушим сами мы, не творя добра. Ибо если кто-то хорошо слушает и дурно поступает, что ему за польза? Или чего добьется указующий другому путь для ног его, если сам не перестает грешить и сбивается с пути нравственного? Итак, следуя по стопам нашего Искупителя, давайте послушаем что-либо хорошее со всей готовностью; услышанное же достойными деяниями исполним, и так, по порядку приступая к наставлению ближних, посодействуем им научением добрым делам, а равно и примерами. Итак, чтобы безотлагательно к тому приступить, мы должны вспомнить дела Отца нашего, о котором мы упомянули: чему бы он ни учил, примером служили ему, скорее, те дела, какие сам он должен был выполнить, а не такие, где он уже преуспел и где первенствовал. Впрочем, чтобы было это также очевидно для всех, кто желает ему уподобиться, пусть станут им известны его деяния - и Богу угодные,

91

и всякому слушающему весьма необходимые, доколе ими народ Христов будет устрояться и пребывать всегда в радости по славным молитвам столь великого мужа.

Однако кое-что для нас скрыто из его деяний, про которые кроме Бога знает только лишь древность (как известно, пришел он в наши пределы из области Англов), поэтому первыми приведем слова Досточтимого пресвитера Беды, оставившем в "Истории Англов"3 среди прочего об этом святейшем муже такую запись.

2. Во времена блаженного Виллиброрда4, епископа Утрехтского, братия во Фризии, преданные служению Слову Божиему, выбрали из своего числа мужа, скромного обычаями и кроткого сердцем, Свитберта, чтобы он был поставлен над ними предстоятелем. Его, назначенного в Британию, по их просьбе рукоположил почтеннейший епископ Вильфрид5, который, будучи изгнан из <пределов> своей родины, оказался тогда в Мерсийских краях6. Ибо в то время Кантия не имела епископа после смерти Феодора7, да и его преемник Бертвальд, уехавший за море, чтобы быть рукоположенным, еще не вернулся на епископскую кафедру. Сей Свитберт, приняв епископство и вернувшись из Британии, удалился через некоторое время к народу борук-туариев8 и многих из них проповедью привел на истинный путь. Но борук-туарии вскоре были завоеваны народом старых9 саксов, и принявшие Слово оказались тогда рассеяны повсюду. Сам же предстоятель с соратниками обратился к Пипину10, который, поскольку и супруга его Блитруда11 донимала его просьбами, дал ему место жительства на острове (реки) Рейн, на языке их называемом "на берегу". На этом острове12, построив монастырь, которым до сих пор управляют его преемники, прожил Свитберт довольно долго, проводя жизнь свою в полнейшем воздержании, там и завершил свой последний день.

3. Мы уверены, никто не будет оспаривать деяния святейшего мужа, какие припомнил Беда (разве что кто-либо по своей занятости книгу, где о том написано, или не читал, или даже прочитав, оставил ее без внимания). Однако мы никоим образом не должны сомневаться, что был этот муж во всех делах Христианской веры опытен, поскольку среди столь драгоценных светильников Церкви Божией, что дивно блистали в те дни и у Англов и у Галлов, удостоился он от мужей великой святости быть поставленным пастырем овец Христовых. Ведь, если бы он не знал в совершенстве пастырское дело, то не было бы вверено его охранению столь тучное стадо Христово. И еще, если бы он не был в некотором смысле также и опытным воином, крепким и неустрашимым в борении мученическом, то никак не мог бы возглавить легион в строю воинов Христовых, не мог бы стать центурионом войска Божественного Закона. Однако, обрисовав вкратце все это в образах, следует нам открыть еще и духовный смысл тех дел, в которых сей непобедимый воин вне всякого сомнения был славен. И прежде всего должно показать это на примере дел пастырских - там, где то лев неистовствующий, то волк подсте-

92

регающий немалый вред наносят овцам Христовым. Но когда пастырь бодрствует - остерегается козней или, мужественно сопротивляясь, отнимает похищенное, он возвратится с невредимым стадом в овчарни Господни. Если же, находясь в ежедневном препоясании, никогда оружия не сложит, но врага от крепостей прогонит или в открытом поле, размахивая сверкающим мечом, -законную победу одержит, после того безопасно будет он властвовать внутри стен Святого Града.

4. Конечно, хорошо нам известно, что блаженный Свитберт трудился и там, и там. Ибо в то время как в Церкви он нес служение предстоятельства, он удерживал братии своих от обманчивых внушений, или отводил от публичных споров, словно спасал стадо Господне ото льва свирепейшего и волка лукавейшего. А когда они бывали угнетены властью правителей или жестоко утеснялись какими-либо князьями, защищал их от преследования тиранического мечом Слова Божия и щитом веры, приводил, поистине уподобляясь наилучшему полководцу, своих воинов обратно в лагерь невредимыми. Так, если желаешь знать, каким оружием ежедневно сражался этот наш вождь, пойми, что, конечно, совсем не выделанным искусной рукой, но духовным. Ибо он не был отягощен мечом, но был, скорее, препоясан верой, надеждой и любовью; он, (второй) Давид, держал камень в праще и, поражая ужасного филистимлянина в лоб, избавлял весь Израиль от смертной опасности. А потом, не думай, что хоть когда-нибудь в его обычае было складывать свое оружие, - тем же он был во время мира украшен, чем в бою стоял вооружен. Всегда был смирен, всегда милостив и кроток, терпелив в несчастьях, скро­мен в преуспеяниях.

5. Также в целомудрии своем он блистал, в воздержании бодрость духа сохранял, в бодрствовании - трезвение, в молитве - стойкость. Держа речь в суде, не на положение смотрел, а справедливого решения хотел; сострадая, помогал участливо, а не утешал навязчиво; чужого не желал, но свое щедро раздавал; пороки людские сурово осуждал, человека же по-дружески любовью окружал. Речь его была, как сладкий мед, проповедь - для каждого радость души; трапезы с ним полны были яств духовных, общение - будто с ангелами пребывание; зло всяческое он, словно смертноносный яд, отвергал; все благое, словно благоухание райское, в любви принимал. В заключение, если желаешь, можно сказать, что во всем был он совершенен и весь Богом полон. Вот каково было, братия, оружие нашего покровителя Свитберта и в несчастии, и в преуспеянии: тем оружием он размахивал во всяком борении, всегда и всюду побеждая. Ибо была его "брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" [Еф 6, 12].

6. Итак, принесем благодарение Всемогущему Богу в день праздника сего святейшего предстоятеля, молясь все вместе и прося, чтобы кого славную жизнь проповедуем на земле, того покровительством да удостоиться нам наслаждаться на небесах. Аминь.

93

Слово о жизни св. девы Христовой Амелъберги13

1. Сколько раз, братия возлюбленнейшие, мы вспоминаем святых Божи-их к хвале и славе Его Имени, столько раз мы восстаем из гробниц грехов наших. Ибо снова оживает тогда каким-то образом наша вера, и обновленный глас наш вновь наполняется сладостью, и повинуются ему уста наши, а чрез то да будет в нас, о чем говорит Апостол: "Обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека" [Еф 4, 23-24]. Ибо смерть во зле и во гробе смердение - что иное означает, если не скверну нечистот грехов наших? А из той могилы восстание - что иное означает, если не чрез исповедь и покаяние возвращение к Жизни, Которая есть Христос? Конечно, мы имеем множество примеров подобого рода смерти в Писаниях, где обыкновенно называются мертвыми те, кто никак не желает образумиться от грехов, как сказано в Евангелии: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" [Лк 9, 60]. Ведь кто тела погребал, не были мертвы плотью, но так как были осквернены преступлениями и по той причине мертвы, то погребали тех, чью плоть смерть унесла из жизни. Потому да упасемся и мы такой смерти; и из гробниц пороков да поспешим восстать чрез благодать Христову, дабы удос­тоиться жизни с Ним в вечном блаженстве.

2. Восхвалим Господа Бога нашего во святых Его, будем и их совосхва-лять и во Господе чтить; ибо служить Богу и святым Его, истинно, означает жить, а в том все время пребывать означает благоразумно западни прегрешений избегать. И вот, представляется нам сегодня в высшей степени подходящее время для этого дела, когда мы ежегодным празднованием чтим достопамятное житие удивительной девы Амальберги, которая в этом (земном) странствии была любезна Богу и людям - как блеском двойной красоты (внешнего и внутреннего человека), также и сохранением девственного целомудрия. Была она происхождения самого высокого и из-за необыкновенной красоты всеми любима. Но избрала Амальберга украшением себе драгоценные камни добродетелей, а не наряды дорогие, решила выглядеть пред людьми ничтожной и презренной, чтобы явиться взору Божию драгоценной и пре-славной. Не было у нее ни жемчуга, ни злата, ибо знала, что Христос, Жених ее, не имел их на земле; не любила пурпур и виссон, так как понимала, что по этой причине многие погрузились в бездну. Не доставляло ей также радости суесловие многолюдной толпы, ибо знала она, что место потаенное подходит для сокрушений.

3. Поскольку же она пренебрегла всем этим, то и поступала совсем по иному: вместо родных и друзей века сего любила бедняков Христовых; вместо жемчуга и злата украшалась речениями духовного учения; вместо одеяний из виссона и пурпура были у нее пепел и острые кремни; вместо народных многолюдных собраний, которые совершенно отвергала, она проводила все время на службах в храмах Божиих в молениях и бдениях у святых алтарей. Истинно, не должно обходить молчанием, каким образом и каким порядком достигла она таковой вершины небесного учения, ради доброго примера и

94

ради слова похвального по достоинству заслуг ее. Ведь она была целомудреннейшая из дев в наследии отцов своих во времена Франкских правителей; их мы можем назвать Каролингами по Карлу Великому14, который по причине многочисленных побед и усердного стремления к христианской вере из всех прочих один удостоился чести, чтобы заслуженно зваться великим и наилучшим.

4. Во дни вышеупомянутых принцепсов святая и Богу угодная дева Амельберга жила после смерти родителей в обширном наследном поместьи, протянувшемся вдоль берега реки Скальды15. Жила там она со своим единственным братом в благочестии, постами и молитвами служа (Богу) день и ночь и творя многую и щедрую милостыню с величайшей веселостью, имея всегда в памяти речение Апостола: "Доброхотно дающего любит Бог" [2 Кор 9, 7]. И была она весьма привлекательна, превосходя красотой всех вокруг, потому-то из-за столь выдающейся красы своей телесной, чуть не потерпела ущерба своему целомудрию. Ибо в то время слух о ней достиг короля земли, а именно, Карла, и он, тотчас охваченный страстью, начал чрез посредников настойчиво вести с нею переговоры о браке. Когда же понял, что блаженная дева, уже лучшему Жениху, Христу, обещавшаяся, несмотря ни на что отвергает его пожелание, он, всеми силами стремясь к тому, чего оказался не в силах добиться ласковыми словами и властью короля, задумал тайно похитить и соблазнить [ее]. Но дева против этого всего выставляла щиты молитв и копья небесного воинства.

5. Однажды, когда блаженнейшая дева находилась дома одна и, по заведенному обычаю, пела псалмы, в заднюю дверь внезапно ворвался отрок-слуга, громко крича и объявляя, что у дверей находится король со своими приближенными. Тогда Амельберга, ничуть не потеряв присутствие духа, быстро прошла в домашнюю церковь, которая примыкала к дому, где немедленно с плачем и слезами на молитве простерлась, жалобным голосом умоляя, чтобы Господь освободил ее от приближающейся опасности. Тогда король, войдя за ней в часовню, весьма безрассудно начал ее прельщать многими льстивыми словами, и сулить земные почести, чтобы хотя бы своими уговорами ее заставить их принять. Однако она, никоим образом не желая оставить Жениха, Которого она избрала, лежала неподвижно и приникла к земле так, будто вросла и удерживалась тесно сплетенными корнями. Король же, после того как истратил впустую все льстивые слова и увидел, что ни в чем не преуспел, проявил себя не как король властный, а как тиран свирепейший - схватив Амельбергу грубо за руку, он попытался силой вытащить ее вон. Наконец, поскольку даже таким образом ничего не добился, с силой дернул он руку девы и, изо всех сил вывернув, сломал кость плеча девичьего, словно отомстив за себя, и удалился.

6. Тогда Амальберга, дева весьма нежная, от сильнейшей боли в руке, конечно же, пред Господом немного поплакала и молилась так долго, что Христос, Жених ее, явившись, восстановил ее в полном здравии. С этого-то дня она

95

больше не допускала до себя ни одного земного возлюбленного, но беспрепятственно пребывала в любви Супруга своего Господа нашего Иисуса Христа. О блаженное общение! О выбор столь благоразумный, когда король земной ради Создателя неба и земли презирается, когда Бог вместо человека избирается, когда вместо этой вот грязи небесные богатства взыскуются! О, блаженнейшая дева, если высокородство твое много тебе повредило, то добровольное Бога ради отвержение и сокрушение плоти не много ли больше подарило? Если блеск твоей красоты опасности (тебя) подверг, то отпор королевскому величию вечной тебя славой увенчал. Если на время страдание опечалило, то от этого получила ты сообщество мучеников и вечный покой. И вот, ныне ты наслаждаешься всем, чего в этой жизни желала, ибо Царь Царей и Господь господствующих возжелал весьма твоей красоты, и ты, о царица августейшая, стоишь близ Него, "одесную Его в Офирском золоте" [Пс 45, 9].

7. И вот, ныне в тебе вера, надежда, любовь сияют, смирение царствует, терпение торжествует, девство белизной сверкает, стыдливость блистает, рассудительность добро и зло различает, благоразумие соразмеряет, храбрость побеждает, справедливость суд вершит, и, в завершение, - войско, из всех добродетелей составленное, в тебе и тобою держится. Потому ты, пребывая в вечном блаженстве, блага невыразимые не только всеблаженными очами зришь и в счастливейших руках своих держишь, но и прочие чувства твои услаждаются тем же счастием. Ибо блаженными ушами слышишь ты орган небесный, и радостными устами поешь песнь новую, и досточтимыми ноздрями вдыхаешь ароматы благоуханные, теперь уже вечные. Так, не будет теперь никого, кто бы тебе причинил беспокойство, или кто бы вызвал волнение. Ибо ты имеешь радость без печали, услаждение без отвращения, безмятежность без страха, мир без несогласия, сладость без горечи, насыщение без убыли. Свет тебе без тьмы светит16; чистота без осквернения сияет; весь имеешь покой, всею обладаешь жизнью, ты, кто и усталости не испытаешь, ни смерти не подчинишься.

8. Что же лучше? Что приятнее? Земные богатства либо колесо судьбы отнимает, либо смертная участь похищает; но сокровища небесные, вечные, по самой своей сущности вожделенны весьма. Испроси же их и ты, о блаженнейшая дева, вместе с ангелами - по причине чистоты жизни, с апостолами - по причине кафолической веры, с мучениками - по причине стойкости в страдании, с исповедниками - по причине святой непорочности, с девами -по причине особой стыдливости души и тела; ныне устремившись к родному порогу по праву наследования принимаешь ты свою часть и гордишься Женихом твоим, Иисусом Христом Господом нашим. Именем Его тебе молимся и смиренно просим, чтобы ты не преставала ходатайствовать за нас пред Тем, Кто тебя в сей смертности укрепил настолько, что славой чистоты ты короля земного победила и особенной святостью князя преисподней диавола одолела - с помощью Бога, со Отцом и Святым Духом славимого во все веки веков. Аминь.

96

Гомилия о св. Лебуине17

1. Нередко случается, братия возлюбленные, что за трапезой приятны пирующим рассказы, полные вымысла, и жажда слушать любые небылицы увлекает душу, отягощенную плотской пищей; а пока ум, потерявший на время разумение по причине сытости тела, пренебрегает закуской духовной, он бо-лее склонен к такому роду праздной болтовни, которая развлекает плотский

 

образом, чтобы обнаружилось, что за деликатесы, можно сказать, этот род рассказа обещает духовно проголодавшимся, пусть уже на небесный стол будут выставлены блюда, которые приятнее всех наслаждений века сего. Отведывая их, сладчайшие яства вечной жизни, возблагодарим Бога, Творца столь усладительного подкрепления, Который каждый год нас милостиво увеселяет участием в приятнейшем пире - дает нам воспоминать ежегодно блаженнейшего Лебуина в праздник его рождения в жизнь вечную, словно предоставляет нам хлеб ангелов, из корзины милосердия Его вынутый. Пока мы [сим хлебом] благоговейно наслаждаемся, то сперва испытываем полезный здоровью голод, затем вкушаем изобильно и ликуем радостно. Проистекают от этого в должном порядке красота духа, непобедимое мужество, непреложность спасения, презрение к миру, стремление к небесным, желание грядущих. Потому подобает нам выяснить, братия, сколь велики "деликатесы", которые предлагаются, чтобы мы безотлагательно приняли их жаждущим сердцем: насытившись ими, мы не испугаемся никаких козней вражеских, не устрашимся молний и града бурь мирских. Чтобы, по милосердию Божию, достало у нас сил по сему пути следовать, думаем, достаточно будет нам примера этого пресвятого мужа, - ибо среди несчастий и преуспеяний мира он выдержал свирепый натиск судьбы, подобно башне Сиона и вратам Иерусалима, защищенным ангельской помощью, и пред потрясениями и ударами от козней вражеских твердо выстоял в крепости непреходящей веры. Но восходил он к столь совершенному состоянию некими ступенями врожденных добродетелей, по которым, словно поднимаясь по лестнице и переступив чрез земное, счастливо достиг высоты небес. Даже во младенчестве своем он был любезен Богу и людям; и поскольку был умом восприимчив, душой кроток, духом нищ, заслугами богат, то получив поддержку и одобрение опытных мужей, он принял монашеский образ, в котором пребывая, сделался столь предан Христу и Церкви, что в учении превосходил своих ровесников остротой ума, подчинялся старшим с полным послушанием, наставнические приказания, словно от Бога данные, исполнял с истинным смирением и кротостью. Далее, в отроческие годы, в благопристойности поведения своего он следовал почтенной седине старцев, сочетая простоту непорочной жизни с познаниями в духовном учении. Возраст возмужания своего он провел не в распутстве и наслаждениях, но укрощал восстание юной плоти суровым воздержанием и неустанным деланием под игом трудов, обуздывая тело свое и подчиняя его себе, как раба, - чтобы, проповедуя пастве, самому не оказаться случайно лжецом. Ему известно было, что в святой Церкви много есть прославленных наставников в аскезе; среди них, как он слышал, были также блаженной памяти предстоятели Виллиброрд18 и Бонифаций19, много потрудившиеся в возделывании виноградника Господня. Потому он упражнял дух свой в делах, угодных Богу, чтобы присоединиться к тем, кого он почитал Отцами в христианской истории, и стать общником их в блаженстве вечном. Раз уж упоминание о святых, великих светильниках дома Христова, возникло в нашем рассказе, даже если лишь луч сего досто-

98

славного света в него проник, то, отступив ненадолго от повествования, вознесем, сколь это в силах наших, этих мужей словами хвалы во славу Божию, дабы вспомнить их, как подобает, в ликовании ума. Ибо тем выше возрастет слава нашего Лебуина, чем в большей степени жизнь его предшественников, по словам многих, была достойной восхваления. Следуя в напряжении всех сил своих за великими проводниками, он не уклонялся от их путей. А потому: превозносится ли их благочестивая вера - он восхваляется; отмечают ли их духовное рвение - целиком его портрет получается; повествуют ли об их битвах и сражениях против бесплотных сил диавольских20 - сомнения нет, что его победа описывается. Рассуждая таким образом, легко заключить, что вспоминая предшественников, проясним и жизнь их последователей: сынам больше славы, если подкреплена она преславной жизнью Отцов.

Нет у нас никакого сомнения, что мужи, о которых мы упомянули, были мужи святые. Каждый из них - один исповеданием, другой же мученичеством - удостоился быть принятым в свиту Агнца, и ныне стали Христу сонаследниками, ибо никогда не разлучались с Ним в этой жизни. Милосердие Божественное, конечно, даровало нам их для подражания: одним, кого устрашает меч в жестоких руках палача, чтобы сравнялся, насколько в силах его будет, с великим Виллибрордом, похвально служившим Господу в тишине Божественного мира; другим же, кто же полагает, что он может уподобиться борцу на арене, пусть смело последует святому Бонифацию, который пролил кровь ради любви ко Христу. Да вооружит он сам, даже без жестокого мучения от гонителей, руку свою Божественным мечом, став в духовном смысле для себя и преследователем (зла) и мучеником, если только достичь пожелает чистоты одного в мире или пальмовой ветви награды другого в мученичестве.

Помянув в немногих словах сих святых мужей, следует вернуться к нашему прерванному рассказу, как мы и обещали выше. Однако рассказ собственно и не прерывался, поскольку мысль о Лебуине не оставляла нас, а образ его, источавший непонятную сладость, то и дело возникал среди других рассуждений - так что пока перо выводило хвалы вышеупомянутым святым, сердце беспрерывно вспоминало Лебуина. [Он (=автор гомилии), действительно, изначально решил писать о Лебуине; и хотя поставил вдруг в центре повествования других мужей, драгоценных достоинствами своими, в глубине души не мог оставить о нем помышления. Ведь то благое, что можно рассказать о Лебуине, со всей очевидностью проступает сквозь похвалы другим святым, а желающему изложить все, как должно, и во всей полноте, потребовался бы, пожалуй, весь цвет Туллиева и Плавтова красноречия]21. Блаженный Лебуин, находясь в окружении людей грубых нравом и почти что варваров, хранил непорочность агнца, помня слова Господа, гласящие, что Он пошлет апостолов, "как агнцев среди волков" [Лк 10, 3]. Но был святой муж не лишен и мудрости змеиной [ср. Мф 10, 16] - если кто дерзал оскорбить Главу его, Христа, он, не колеблясь, в защиту выставлял все тело. Ибо

4* 99

в силе Всевышнего к Божественной Главе присоединить и члены, поскольку Тот, Кто, словно находясь в силках любви, появился среди людей, стремился нижайшее соединить с вышним и немощь человеческую приравнять к достоинству ангельскому. Ведь Премудрый Зодчий, построивший дом Небесный, поместил в основание камень, чтобы ни бушующими ветрами, ни палящими бурями, ни даже при натиске и уловках вражеских не был поврежден дом, печать добродетелей. Камень же есть Христос. Скажи, кто желает слушать, разве видишь ты что-нибудь более спасительное, чем эти скрепы, или более прочное, чем эта вот твердость? Ибо в Нем скрепленное ничем не расшатать, на Нем утвержденное никакой буре не разнести. Но, быть может, кто-то по лености или легкомыслию чаще склоняет свой слух к сказочным росказ-ням; тогда, показав в суетности своей, что он ненавидит правдивые рассказы, пусть обращается к поэтическим бредням; ведь поэты из-за придуманных их воображением призраков до такой степени потеряли здравость ума, что не сознают о своих собственных вымыслах, что они действительно вымыслы и есть. Мы же ни в чем не солгали о святом Божием Лебуине, и тому свидетель - Церковь, его благодеяниями приумноженная. Она, подавая нам изобильное вспоможение, со всей очевидностью подтверждает, сколь великой награды у Бога был он удостоен. Ей самой судить, признательна ли она за то, что мы рассказываем о Лебуине, когда великое множество слушателей внимает проповеди: напор толпы угрожает даже тем, кто, как кажется, стоит в безопасном месте; когда же народ будет расходиться, едва ли найдется такой человек, кто не вознесет благодарение Богу, вспоминая, что он не только о покровительстве Лебуина услышал, но его и ощутил.

Потому полагаем, что даже если к сказанному мы прибавим еще немного, то никто гневаться не будет, ибо продолжение речи всем докажет, что Дух Божий построил в нем храм и Сам обитал в нем22. То же самое, что, как я полагаю, будет воспеваться в хвалах утренней службы, и в чтении не должно быть опущено, дабы подтвердить этим двуголосым служением, сколь почитаем у нас муж во Христе возлюбленный. Таково слово предварительное, так оно и есть. Святой Дух, по словам Писания, обитает в сердце мужа праведного. Ибо душа его, чуждая всякого греха, - это храм, где не жертвоприношения заколаются, но возносится жертва духовная: не одно лишь очищение тела, но и истинное отпущение греха и уничтожение вечной смерти. Таким храмом удостоился быть и называться блаженный Лебуин, ибо под защитой Господа чист оставался и заразе прегрешений неподвержен, ради Живущего и Царствующего во веки веков. Аминь.

Аллегорическая песнь о св. Свитберте

Свитберт, сияющий свет, просветил нас - и франков, и англов, Истинной веры огонь тем и другим даровал. Сеятель новый пришел на пустые саксонские нивы, Чтобы посеять на них семя любви ко Христу.

700

Также он не миновал и равнины бесплодные фризов,

Их побудил принести новый невиданный плод,

Ибо рассеялась ночь душевредных слепых заблуждений,

Алой зарею восток Солнца приход возвестил.

Кроткое Солнце - Христос - озарило печальную землю,

Зло попаляя огнем и согревая добром.

О сколь велик этот свет, источаемый Истинным Солнцем

Через апостолов-слуг на христианский народ.

Пламенем духа Господь обновил Своих вестников лики,

Тем же священным огнем фризов сердца Он зажег.

Грозных мечей не страшась, христиане встречали их стойко.

Словно им сладок закон хладной Летейской струи.

Ибо огонь их сердец, на святых алтарях зарожденный,

Глину их плоти обжег, твердость придав их телам.

Их нечувствительна плоть, получая жестокие раны,

Кожа удары плетей восприняла без вреда,

Так крепкий дуб не дрожит под ударами мягкой холстины,

Так адамант не хранит слабых царапин иглы.

И у палаток стоят в изумленьи правители рядом,

Видя, что слуги Христа неуязвимы для мук,

К воинам в латах стальных безоружные смело выходят,

И, ничего не страшась, гибнут они от меча.

Скажет какой-нибудь муж, созерцая подобную битву:

"Твердость откуда сия, к смерти суровой любовь?"

Слушай, безжалостный тигр, и внимай мне, свирепая львица,

Вот что им вера твердит, разумом светлым сильна:

"Солнце, что светом Своим заливает весь мир поднебесный,

Как мы сказали уже, знай, это Солнце - Христос.

Свет Он от Света Отца, оживляющий все мирозданье,

Сын есть Превечный Огонь, равный величьем Отцу".

Этот Божественный Свет дал огонь негасимый сердцам их,

Что закалил, как булат, хрупкий скудельный сосуд.

Грех пожигая любой, сей огонь возгревал добродетель,

И христиан укреплял он перед войском врагов.

Вот почему пред врагом головы не склоняли герои

И не боялись угроз злобных языческих толп.

В райском надзвездном саду пребывают они, побуждая

Гордые выи владык долу склоняться теперь.

Сей Невещественный Огнь подает нам немало сокровищ -

Стойкость в смертельном бою, пальму, венец, небеса.

Также и Свитберт пришел на брега нашей милой отчизны,

Внутренним жаром горя, свет изливая святой.

Вот почему, если б вдруг он увидел ужасных циклопов,

Гарпий и диких зверей, не устрашился б ничуть.

707

Счастлив ты, воин благой, никогда не молившийся Марсу,

Ибо над Марсом самим в битве ты верх одержал.

Песнь нам какую сложить, восхваляя такие заслуги?

Гимны какие споет звонкая наша свирель?

Разве небесный напев не приносит тебе наслажденье

Там, где ты ныне стоишь у эмпирейских кругов?

Музыка сфер там звучит, долетая к нам эхом чуть слышным,

Ритмы напевов ее чувствуют люди душой.

Звук нарастает, и вот превзошел он Орфееву лиру,

Трижды, четырежды он связь двух октав создает.

Горних гармоний волна не вмещается в реки земные.

Для небожителей где лучшая хрома звучит?

Здесь сладкозвучную песнь воспевают, тебя прославляя,

Попеременно поют два, и четыре, и три,

Восемь и девять хоров. Кто достоин таких восхвалений?

Тот, кто сравнялся с тобой, Богу и людям служа.

Воинство ангельских сил возглашает Создателю славу,

Тысячи светлых хоров в гимне священном слились.

Вечно теперь в небесах ты блаженнейшим слухом внимаешь,

Как ТРИСВЯТОЕ уста их бесконечно поют.

Вот потому-то тебе не нужны восхваления наши,

Что происходят из уст, хриплых от рева грехов.

Грубые наши сердца тяготятся безмерной виною,

Грех, как Стигийская тьма, бедные души покрыл.

Глухо наш голос звучит, издавая невнятные стоны,

Скорбью глубокой томим, плачет над нашей судьбой.

Свитберт, к тебе вопием; ты гармонии вышней причастен,

Гимн, что поешь ты Христу, выше всех звуков земных.

Ныне мы просим тебя, в сокрушении сердца вздыхая:

Слух благосклонный склони к нашей смиренной мольбе.

Ты высоко вознесен за труды своей праведной жизни,

Бог удостоил тебя слушать небесный псалом.

Дай, чтобы с этим псалмом, незапятнанным скверной греховной,

Наша тебе похвала вольной рекою слилась. Аминь.

Эклога о св. Лебуине

Праведный муж Лебуин был к нам послан из англских пределов,

Он на Христовой ладье был гребцом, добродетелей весла

В бурный поток погружал, поднимаясь по рейнским стремнинам.

Устье могучей реки под дыханием ветра бурлило,

Яростный дул Аквилон, возмущая речные просторы,

Не пропуская корабль, освященный Божественной волей.

702

После того как святой прочитал над волнами молитву,

Свыше на помощь ему прилетел южный ласковый ветер,

И отступился Борей, и в свои безмятежные воды

Принял смирившийся Рейн корабли, словно стаю пернатых.

Гавани мирной достиг без опасностей путник блаженный,

Якорь ушел в глубину под стенами старинного града,

Тяжкие камни его прижимают ко дну, чтоб, случайно

Освободившись, корабль не был бурей коварной украден.

И удивились поля необычным трудам земледельца,

Кто урожай свой обрек испытанию пламенем Божьим.

Должно нам нивы сии понимать в переносном значеньи,

Также и плуг, что на них борозду вел от края до края,

Чтобы в полях возросли дерева чистой веры Христовой,

Чтобы их ветви наверх, к Солнцу Правды, все время тянулись.

Диво! Сухая трава заблистала живыми цветами,

Роща плоды принесла, то - плоды золотые спасенья,

Зазеленели поля, добродетелей цветом покрылись,

После по воле небес небывалая жатва созрела.

В символах этих узришь Лебуина благие свершенья,

Если захочешь понять, что в сей песни Господь возвещает.

Ибо святой посадил виноградные лозы, когда он

Многих душой возродил, наставляя Евангельским словом;

Сеял пшеницу, когда сердце чистым хранить заповедал,

Господу войско собрал, что заветы Его сохранило.

С пылким усердием он посадил молодые деревья,

Крепкие веры дубы и оливы, что мир знаменуют,

Вечные подал плоды, исцеленье несущие людям.

Так что по праву его мы с великой любовью встречаем,

Почесть по праву спешим оказать, ибо чести достоин

Тот, кто за правду стоял и воспитывал добрые нравы,

Кто ненавидел порок и рассеивал мрак заблуждений,

Девы Разумной дворец и алтарь целомудрия чудный,

Всех добродетелей дом и олива всеобщего мира.

Память святого почтим в величальной торжественной песни,

Ведь от сокровищ земных Лебуин навсегда отказался,

Чтобы на небе собрать изобилье сокровищ нетленных.

Душу за братьев своих положить он желал непрестанно.

Мудрый читатель, прошу, слух склони к моей просьбе смиренной,

Вместе со мной помолись чистым сердцем Христу Жизнодавцу,

Также святому Его, ибо всякий, кто Господа любит,

Чтит и Господних святых, ибо Господу всею душою

Предан был муж Лебуин, и Господь возлюбил Лебуина.

Больше Христова любовь, чем дела человека земного,

703

Ибо всегда и во всем вечность более тленья бывает. Воину Божию мы будем рады служить неустанно, Он нас с любовью хранит, так и мы его преданно любим. Жизнь и дела воспоем мы "любезного друга" Христова, Как это имя звучит на родном языке Лебуина, Как произносит его отделенный от мира британец. Звался средь родичей он во младенчестве Леафувине, И во Крещеньи Святом это имя ребенку осталось, Духом оно и водой освященное Богу угодно. Если же мы на латынь переложим германское имя, "Милый" получится "друг", но нам необходимо добавить, Чей иль кому. Что же здесь подойдет по значению лучше, Чем послушанье Христу иль союз со Спасителем мира? Имя святого найдешь, коль два слова в прозвание сложишь, Всем угодишь ты; когда италийцы услышат и англы, То с ликованьем они проповедника разум похвалят: Воина - англская речь, миротворца латынь величает. Песни начало меня побуждает спешить к завершенью, Чтоб я изысканных Муз не томил деревенскою дудкой, Ибо легко сочинять мне, когда я на дудочке сиплой Грубый аркадский напев начинаю наигрывать стаду. Вряд ли дождаться конца этой песни ценитель захочет, Коль за искусство мое дать он может не больше обола. Скажем, что каждый поет: заблуждения предков оставив, Мы обратились к добру; не имея амома и нарда, Богу, хранящему нас, в дар приносим мы травы морские. Это узри, Лебуин, досточтимый и праведный пастырь, Ныне, служитель Христов, я молю: богачу не пособствуй, Лучше печальной вдове помоги пережить ее горе, Скажет спасибо она; разреши мои узы молитвой, Дай мне, когда я умру и покину прибежище плоти, Вечную радость снискать со святыми собраньями Агнца.

1 Свитберт (ум. в 713) - уроженец Нортумбрии и спутник св. Виллиброрда в его миссионер­
ских трудах, проповедовал в Брабанте и прилегающих областях. В 693 г. вернулся в
Англию, где был рукоположен во епископа. Проповедовал у боруктуариев, но после захвата
их земель саксами-язычниками удалился на земли, подчиняющиеся франкам. Получил ост­
ровок на Рейне от Пипина и Плектруды, где основал монастырь. Там он и окончил свои дни.
Его память празднуют 1 марта.

2 Ср. Мф 26,41 (=Мк 14,38) ("дух бодр, плоть же немощна" ).

3 Беда Досточтимый (ум. в 735) - знаменитый англосаксонский церковный писатель и бого­
слов, автор "Церковной истории народа англов", важнейшего источника по истории Англии
до 30-х годов VIII в.

4 Виллиброрд (658-739) - просветитель Фризии, проповедовавший там с 690 г. до своей кон­
чины, и архиепископ Утрехтский.

5 Вилъфрид (ок. 634-709) - епископ Нортумбрийский (664), затем Мерсийский и Кентский,
после 669 г. снова в Нортумбрии. Активно поддерживал миссионерскую деятельность англо-

704

саксов во Фризии, где он сам проповедовал в 679 г. и где с 690 г. работал его ученик Вил-либрорд.

6 Мерсия - одно из англосаксонских королевств, располагавшееся на западных землях Цент­
ральной Великобритании (ныне регионы Вест-Мидлендс и Ист-Мидлендс).

7 Феодор Тарсийский (602-690) - архиепископ Кентерберийский, по происхождению грек,
чрезвычайно образованный богослов, знаток Св. Писания, осуществивший реорганизацию
Церкви Англов.

8 Боруктуарии или бруктеры - германское племя, проживавшее на северо-западе Германии
между реками Эмс и Липпе (ныне северная Вестфалия).

9 Старые саксы - те, кто остался на прежнем месте после переселения части саксов в Анг­
лию в 5 в.

10 Пипин Геристальский (635-714) - майордом Австразии с 680 г., Нейстрии и Бургундии с
687 по 695 г., первый "герцог и принцепс франков", отец Карла Мартела и прадед Карла Ве­
ликого.

11 Плектруда (ум. в 717) имела большое влияние на Пипина.

12 Остров получил позже название по имени святого - Свитбертс-Инсель. Теперь это старейшая
часть Дюссельдорфа - Кайзерсверт, находящаяся в северной части города, у реки Рейн.

13 Св. Амелъберга из Теме (ок. 741-772) особо почитается в Бельгии и Фландрии. О ней не из­
вестно почти ничего достоверного. По традиции, ее имя связывается с Карлом Мартелом
или с его внуком Карлом Великим.

14 Карл Великий (747-814) - король франков с 768 (в южной части с 771) г., король лангобар­
дов с 774 г., герцог Баварии с 788 г., римский император с 800 г., основатель династии Ка-
ролингов.

15 Ныне Шельда.

16 Ср. Ин 1,5.

17 Св. Лебуин (ум. ок. 775 г.) - англосаксонский монах из монастыря Рипон, настоятелем ко­
торого был св. Вильфрид (примеч. 5). По примеру свв. Виллиброрда и Бонифация решил
посвятить жизнь миссионерским трудам. В 754 г. приехал в Утрехт, вместе с учеником св.
Виллиброрда Мархельмом проповедовал в Вестфалии, построил церковь в местечке Вил-
па (напротив Девентера, на берегу реки Ииссель). Однако язычники-фризы вошли в союз с
саксами, напали на Девентер и сожгли его. Лебуин прибыл на Альтинг саксов в Маркло на
реке Везер и выступил с речью в защиту христианства. Вернувшись в Девентер, от заново
отстроил свою церковь. Он умер в Девентере ок. 775 г.

18 См. примеч. 1.

19 Винфрид-Бонифаций (ок. 675-754) - просветитель Германии и Фризии, архиепископ Майн-
цекий.

20 "Власти медные" или "власти воздушные" - бесплотные силы дьявольские - распростра­
нившийся в средневековых текстах синоним воинства отпавших ангельских сил. Далее
встречается у Аттона Верчелльского в "Слове на Вознесение Господне", стр. 290.

21 Слова, заключенные при переводе в квадратные скобки, вероятнее всего, не авторские, а
маргиналии, т.е комментарий на полях рукописи, переписчика или образованного читателя.

22 Ср. Рим 8, 9. И; 1 Кор 3, 16; 6, 19; 2 Кор 6, 16; 2 Еф 18-22.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова