Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

VIII-IX века

К оглавлению

Дуода

В сборнике переводов Ярхо.

Дуода, графиня Септиманская - первая известная нам поэтесса в новоевропейской литературе - происходила из знатного готского рода; в 824 г. вышла замуж за Бернгарда, графа Септимании (область Нарбонны), в 826 г. родила старшего сына, Вильгельма, а в 841 г. - младшего, Бернгарда. По неизвестной причине граф Бернгард с младенческих лет отнимал сыновей у Дуоды и воспитывал их вдали от матери. Свои материнские чувства Дуода попыталась излить в книге, которую она сочинила для старшего сына Вильгельма, когда ему исполнилось 16 лет. Ее заглавие -«Наставительная книга Доданы, которую она посылает сыну своему Вильгельму»; ее содержание - советы, как следует вести себя юноше по отношению к Богу, отцу, королю, знати, священникам, беднякам, усопшим родственникам и т.д.; ее форма -прозаическая, но с несколькими вставными стихотворениями, написанными ритмическим стихом; одно из них, представляющее собой краткий конспект всей книги, здесь приводится.

Разумеется, никакой учености от стихов женщины IX в. ожидать не приходится. Книга Дуоды написана на народной латыни, путающей все падежи и синтаксические связи, а в лексике пользующейся даже заимствованиями из арабского языка, господствовавшего в соседней Испании. Реминисценций из античных авторов нет, из христианских поэтов - очень мало, зато из Библии, которая, по-видимому, одна была источником образованности Дуоды, - огромное количество. Особенно интересен ритм стихотворения, не имеющий никаких аналогий в современной Дуоде латинской поэзии: можно думать, что поэтесса пытается передать по-латыни ритм родного ей готского стихосложения (известного нам, к сожалению, очень плохо). Строки - двухударные или трехударные, со свободным колебанием числа слогов; они сочетаются, и довольно искусно, в семистишные строфы. Стихотворение содержит акростих «Стихи к Вильгельму», в переводе опущенный. В конце стихотворения - указание на дату, 13 декабря 842 г., рождественский пост. Вся «Наставительная книга» Дуоды была закончена через полтора месяца, 2 февраля 843 г. После этого никаких известий о поэтессе мы не имеем.

349

Наставительная книга Доданы, которую она посылает сыну своему Вильгельму

Стихи к Вильгельму

1. Во здравье живи ты,
Милое чадо:

Не поленися Речи усвоить, Присланные в грамоте: Легко в ней отыщется Слово по сердцу.

2. Потщись читать живое
Слово Господне,

С прилежаньем святое Помня ученье: Сердце преисполнишь Великой радостью В вечные веки.

3. Царь безмерный и сильный,
Добрый и славный,
Пускай соизволит

Душу твою наставить. О мой юный отрок, Будь обороняем Им ежечасно.

4. Смирен будь в помыслах
И целомудрен,

Телом же крепок Для достойных деяний. Выучись нравиться Всем без различья, Большим и малым.

5. Всех выше Господа Бога
Всем своим сердцем,
Разумом острым,
Силами всеми

Бойся с любовью;

А по нем твой родитель

Будь тебе дорог.

6. Тебе, добродетельный
Сын, порожденный

Древней семьею, Род продолжающий, Сияя средь знатных, Стыдной не кажется Служба родителю.

7. Чти своих оптиматов, Знатным в чертогах Кланяйся первый; Равняйся со смиренными, Сходись с дружелюбными, Чтоб злые и гордые Тебя не сломили.

8. Сведущих в святыне Прелатов и клириков Чти по заслугам; Всюду протягивай

К блюстителям церкви Руки в смиреньи; Им доверяйся.

9. К вдовам же и сиротам
Часто склоняйся;
Странников тоже

Не обходи ты Питьем и пищей, Голых - одеждой, И протяни им Помощи руку.

10. В тяжбах будь

справедливым, Мудрым судьею, Мзды от судимых Никогда не приемля И не утесняя; Воздаст тебе тем же Блага податель.

11. Щедрым будь ты в даяньях
Бодрым и мудрым;

350

Скорби людские Со тщаньем любовным Облегчай охотно: Бедных насыщая, Ты не прогадаешь.

12. Всюду - один Податель,
Всем по заслугам

И делам воздающий, Слову и действию Мзду назначающий Небесный Светоч.

13. Так заботься ж усердно,
Сын благородный,

И добивайся, Чтоб не изведать Мрачного возмездья И смольного пламени Жара избегнуть.

14. Хоть теперь твоя юность
В полном расцвете,

Лет твоих ровно Вчетверо четыре, Все ж ты вдвое старше Кажешься телом, Быстро растущим.

15. От меня ты уходишь
Все дальше и дальше.

Видеть хочу я Красоты твоей обличье, Если будет можно, Хотя я этого И недостойна.

16. Пусть для Того живешь ты,
Кто тебя создал,

С кроткою душою, В окруженьи достойных Слуг угождающих; Круг же свершивши, В горние взвейся.

17. Мысли мои, конечно, Бродят во мраке; Все же прошу я, Чтоб эти страницы, Писанные мною, Читал ты прилежно, Помня советы.

18. Вот стишки закончены С помощью Божьей По истеченье Дважды восьми весен

В ранний день декабрьский Апостола Андрея, К явлению Слова.

[Увещания Доданы]

Божией милостью в девятый год1, когда господин наш Людовик блистал, благополучно царствуя, наступил восьмой день Июльских календ2, и во дворце Аквисгранис3 я вступила в брак как законная жена с моим господином и твоим родителем Бернардом; и вдругорядь в тринадцатом году его царствования4, в третий день Декабрьских календ5, с помощью Божией, как я верю, произошло твое от меня рождение в мир, желанный первородный сын. Поскольку поднялись и возросли тягостные бедствия века сего, среди многих волнений и несогласий царства вышеназванный император, несомненно, пошел по пути всея плоти. Ибо не пришел к концу двадцать пятый год его царствования6, как он окончил предназначенную ему жизнь века сего. После его кончины также на следующий год родился твой брат, произошедший вторым после тебя из моей утробы, по милости

357

 

 

-с*

2L

ШЧЖПИ1

?7Τ τ ;

/VP<0p5lH011



 

 


 

 





 

 


 

 


to л(


*>itr&

 

 

 


 

 


 

 


 

 

НП^БЮ

 

»tltfj шшЛ *1§Р

 

 


О том, что должно любить Бога

Должно любить и славить Бога не только Вышним силам, но и каждому человеческому созданию, которое ходит по земле и стремится к горнему. Ободряю тебя, сын Вильгельм, чтобы ты, находясь среди им подобных, всегда стремился взойти на неложную вершину вместе с достойными, приличными и любящими Бога людьми и вместе с ними мог достичь Царства, пребывающего без конца. Аминь.

Снова прошу и смиренно умоляю твою благородную юность, будто ты стоишь предо мною, а также и тех, кому тебе случилось бы показать для прочтения эту книжечку, чтобы они не осуждали или не опровергали меня за то, что я легкомысленно решаюсь проникнуть в тонкости столь мучительного труда и дерзаю направить тебе нечто из речений о Боге.

Еще увещание ему же

Еще увещаю тебя, о сын мой Вильгельм, прекрасный и любезный, чтобы среди земных забот века сего ты не ленился бы приобретать весьма многие тома книг, где при помощи твоих благоговейно почитаемых наставников ты должен нечто узнать о Боге Творце и научиться многому и еще большему, чем написано выше. Молись Богу, почитай Его и люби. Если что будешь делать, Он будет тебе Страж, Вождь, Спутник, Отечество, Путь, Истина и Жизнь [см. Ин 14, 6], подавая тебе весьма щедро процветание в мире, и всех недругов твоих обратит к примирению. Ты же, как написано в Книге Иова, препояшь чресла твои, как муж [Иов 38, 3], будь смирен сердцем, и чист телом, и устремлен к горнему. Будь весьма славен и надевай красивые одежды. И что более? Увещательница твоя, Додана, всегда рядом, сын, и если меня не будет, умру, что произойдет в будущем, у тебя останется это напоминание, книжечка, чтобы, словно в зеркальном изображении, ты мог, читая духом и плотию, видеть меня и Бога, умоляя Его о заступлении; и ты вполне можешь узнать, как ты должен почитать меня. Сын, да будут у тебя учителя, которые научат тебя многим и важным благим примерам, но ты горишь духом в сердце в иных обстоятельствах, чем твоя родительница. Сын Вильгельм первенец, читай, понимай и исполняй делом эти слова, мною тебе направленные, и брата своего меньшого, хотя я и не знаю его имени, после того как он принял благодать крещения во Христе, не ленись оберегать, питать, любить и побуждать от хорошего к лучшему: и когда он достигнет возраста, наиболее подходящего для беседы и чтения, покажи ему эту ручную книжечку, мною подаренную и во имя твое написанную, и увещай читать, ибо он плоть твоя и брат твой. Увещаю вас, как если бы вы были оба предо мною, я, родительница ваша, чтобы, угнетаемые среди земных забот века сего, вы по крайней мере временами устремляли сердце к горнему. С почтением взирайте на Царствующего в Небесах, Того, Кто зовется

13. Памятники средн. лат. лит. VI11—IX вв. 353

Богом. Хотя я и недостойна упоминать о Нем, да соизволит Он, часто посещая вас вместе с родителем вашим, господином и государем моим Бернардом, чтобы вы были благополучны и радостны и во всем благоуспешно поступали, и после того как исполнится бег жизни, да известит вас, что вы входите, ликуя, вместе со святыми в Царство Небесное. Аминь.

О благоговейной молитве

Молитва называется «умом уст». Молись устами, взывай сердцем, вопрошай делом, чтобы Бог всегда спешил тебе на помощь, днем и ночью, в час и мгновение; когда упокоишься на ложе, говори тогда: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне»8 и «Слава» до конца. Затем молитву Господню, когда же ее исполнишь, говори: «Ты сохранил меня, Боже, днем, сохрани меня и этой ночью, если повелишь, и под тенью крыл Твоих я удостоюсь защиты, чтобы и в эту ночь, сколь мало бы я ни спал, да почию с миром, исполненный Св. Духа, защищенный покровом Царя и окруженный ангельской стражей, и если когда пробужусь, далее да узнаю из сновидения, что Ты мой Страж, Спаситель, явившийся блаженному Иакову Ступившим на лествицу [Быт 28, 10-13]». Когда ты исполнишь это, ознаменуй чело крестом и над ложем своим соверши крестное знамение во образ Креста Того, Кто искупил тебя, говоря так: «Кресту Твоему поклоняюсь, и Святому воскресению Твоему верую. Крест Твой Святой со мной, Крест, чтобы я Его всегда знал, всегда любил и всегда поклонялся; Крест мне спасение, Крест мне защита, Крест мне всегда покров и прибежище; Крест мне жизнь, а тебе смерть, диавол, недруг истины, наставник тщеславия; Крест мне жизнь, а тебе всегда смерть». И там же: «Твоему, Господи, Кресту поклоняюсь, Твое славное страдание почитаю, о Соблаговоливший родиться, страдать, умереть и воскреснуть из мертвых, Сущий со Отцем и Св. Духом. Благословение Отца и Сына и Св. Духа да сойдет и пребудет на мне, малейшем рабе Твоем Вильгельме. Аминь». Да будет этот Крест и благословение всегда с теми, кого я, немощная Додана, часто упоминаю, и как роса Ермон-ская, которая сошла на гору Сион [см. Пс 132, 3], или как благовония, вылитые на голову, которые стекли на бороду Аарона [см. Пс 132, 2], так и излияние благодати Иисуса Назареянина, Сына Божия, да сойдет и пребудет на тебе, куда бы ты ни пошел, и на брате твоем, который после тебя вторым произошел из моей утробы.

Тоже

Когда, с помощью Божией, встанешь рано или в какой час тебе позволят обстоятельства, скажи снова трижды «Боже...», как выше, затем молитву Господню; когда она будет исполнена, скажи: «Господь мой и Бог мой, восстань, помоги мне, вонми призыванию моему, с которым я рано молюсь

354

к Тебе, услышь голос мой, поднимись и устремись на суд мой, чтобы Ты сегодня присутствовал на тяжбе моей, Бог мой» [см. Пс 34, 23; 5, 4; 12, 5]. И что более, сын? Поднявшись, обуйся, как это в обычае, приготовляя себя к благовествованию Евангелия мира [см. Ис 52, 7; Еф 6, 15]. Пропой канонические часы, исполни служение свое, как написано: «Семь раз в день я произнес хвалу Тебе» [Пс 118, 164]. Произноси перед всеми приготовлениями своими главки [Евангелия?], как лучше знаешь или как найдешь возможность. Когда они будут исполнены, как выше, говори молитвы, смотря по тому, каков будет канонический час, и тогда вставай, чтобы выйти на служение во имя Бога Вышнего в сей временной жизни, и делай, что господин и родитель твой прикажет или повелит господин Карл, так, однако, как Бог позволит.

Тоже

Когда выйдешь из дома, имей память о Боге и знамение Креста и говори: «Помилуй меня, Милостивый Отче, и приведи шаги мои на тропы Твои, веди меня по пути Твоему, и направь во истине Твоей, помоги мне, Боже мой, сегодня и всегда, чтобы не возвели на меня клевету, не властвовала бы надо мной всякая неправда, но обрадуй сердце мое, которое стремится ко благу, пока, делая угодное Тебе, не удостоюсь, с Твоею помощью, достигнуть вечера» [см. Пс 16, 5; 85, 11; 18, 9]. Говори также: «Благословен еси, Господи Боже, Который помог мне и утешил меня, благословен Ты, от Кого происходит все благое, Кто живет» и так далее.

Увещание о том, что должно исполнять по отношению к господину своему

С тех пор как Бог, как я верю, и родитель твой Бернард в начале твоей юности избрали цвет твоей силы на служение государю твоему Карлу, который и есть твой господин, доныне держись его, что подобает потомку, происходящему от двух родов великой знатности; служи не так, чтобы только ублажать взгляд, но еще, будучи способен к пониманию, и телом, и душой чистой и верной. Всегда храни верность во благо господина.

Да найдешь, что сделать достойное для поминовения достойных

Молись за предков родителя твоего, оставивших ему имение, принадлежавшее им, в законное наследство; имена их, как ты обнаружишь, записаны в последних главах этой книжечки. И хотя Писание говорит: «Во благе чужих возрадуется некто» [см. Пс 48, 11], однако не чужие, а твой господин и родитель Бернард владеет всем тем, что предки оставили ему; молись об

13* 355

этих владеющих, молись, чтобы долгое время ты благополучно наслаждался их дарами. Я верю, что твой родитель милостиво увеличит твою долю из этого имущества, если ты подобающим образом и смиренно обсудишь с ним умеренность твоих достояний, ибо, покоряясь прежде милости Всемогущего Бога, он приказал щедро дать тебе нечто, а ты хотел большего; пусть же большую милость окажут ему души тех, кому это все принадлежало. Ты же, пока можешь и имеешь волю, непрестанно молись за их души. И не должно оставлять без внимания, сын, того, кто тебя принял из моих рук и посредством возрождения усыновил во Христе. Его имя, пока он был жив, называлось господин Теодорик; ныне же, как прежде, он был бы еще твой питатель и друг, если бы это было для него возможно. Как верим, его приняло лоно Авраамово; оставив тебя, будто младенца-первенца, в сем мире, он во всем передал все свои имения господину и главе нашему, чтобы они могли быть тебе на пользу. Сколько имеешь дерзновения, молись много за его прегрешения, если он сделал что-либо неправедно и не принес покаяния, особенно на ноктурнах, утрене, вечерне и прочих часах во время канонических молитв и в различных местах, с весьма благими людьми во множестве, сколько можешь, с помощью молитв благоговейных пресвитеров и раздачи милостыни беднякам и прикажи часто приносить за него Св. Жертву Господу. Когда же за него ко Господу твоему станешь изливать молитвы, говори таким образом: «Вечный покой» и так далее. «Душа его во благих водворится. В память вечную будет праведник [Пс 111, 17]» или как лучше знаешь. Когда исполнишь это, произнеси молитву: «Удостой поместить, Господи, тело и душу раба Твоего Теодорика в лоне Авраама, Исаака и Иакова, и когда придет день Славного Пришествия Твоего, повели, чтобы он воскрес в Господе среди святых Твоих».

Молись за усопших предков твоего родителя

И в действительности, прикажи часто служить торжество миссы и Св. Жертвы не только за него, но и за всех усопших верных. Ибо нет в этом роде лучшей молитвы, чем приношение Св. Жертвы. Говорится о сильнейшем муже Иуде: «Святое и спасительное помышление молиться об усопших [2 Мак 12, 46] и за них приносить Жертву, чтобы они очистились от грехов». Да упокоится с миром. Аминь.

О твоем возрасте

К сему времени тебе исполнилось четырежды по четыре года. Если бы второе дитя было столь же большое, я написала бы к нему другую книжечку; и если бы прошло столько же лет и еще половина до того времени, как я увидела бы твое лицо, я составила бы тебе более внушительное поучение в многочисленных словах. Но так как время немощи моей не медлит ко мне

356

и тягостная болезнь со всех сторон истощает тело, я знаю, что не смогу достичь вышеназванного срока и потому побуждаю тебя непрестанно отведывать это вот наставление, собранное второпях для тебя и брата, словно ме-доточный напиток и медовые соты, смешанные в пишу, полезную для уст. И действительно, время, когда я пришла в дом к твоему родителю или когда совершилось твое от нас рождение в сей мир, все запечатлелось в нас календами прошедших месяцев. Знай же, что с первой строки этой книжечки до последнего ее слова все написано тебе о важности спасения; и о том, что в ней содержится, прочти главы стихов, чтобы ты мог более легко перейти к тому, что следует ниже.

Скорблю в ожидании твоего возвращения

От безмерной сладости любви к тебе и желания увидеть твою красоту забываю себя, думая о себе меньше, и «хотя двери брачного чертога затворились» [см. Мф 25, 10], тем не менее, желаю войти внутрь. И пусть я недостойна быть причисленной к установленному числу гостей, все же прошу тебя, не прекращая, произносить из очевидной любви бесчисленные молитвы как лекарство, целительное для моей души. От тебя не скрыто, Вильгельм, сколько я перенесла по причине непрерывных моих немощей и по определенным причинам, согласно речи того же, кто говорит: «...опасности от родственников, опасности от людей» [2 Кор 11, 26] и т.д. Все это или подобное я вынесла, будучи в своей немощной плоти, по причине моих недостатков. Только помощью Божией и заслугами родителя твоего из всех этих опасностей я выходила с уверенностью; но в этих затруднениях дух мой ослаблялся, и если оглянуться назад, я часто ленилась воздавать божественные хвалы и семижды семь раз стояла праздной в течение семи канонических часов вместо того, чтобы славить Бога. И потому со смиренным чувством изо всех сил прошу, чтобы тебе доставляло радость непрестанно умолять Господне милосердие за мои ошибки и прегрешения, да удостоил бы Господь меня, поврежденную и отягощенную грехом, подняться к вышним. Пока ты видишь меня живой в этом веке, постарайся так бороться, бодрствуя любовью, не только бдениями и молитвами, но и милостыней бедным; и когда я буду вырвана плотью из оков грехов моих, да удостоит меня Милостивый Судия милостиво быть принятой со всеми в Небесное Царство. Мне необходима лишь твоя частая молитва или молитва других людей; молитва возрастет, и благодаря ее большей настойчивости я смогу быстрее прейти от дольних в горняя. Находясь в великой скорби из-за любви к тебе, мой дух весьма сокрушается со всех сторон при мысли о том, что со мною случится в будущем, и в то время как я хочу скорее освободиться из темницы сей жизни, я сомневаюсь в своих заслугах. Почему? Ибо согрешила помышлением и словом. Само же бесполезное речение приводит к неправедному делу. Хотя пусть будет так, я никогда не буду отчаиваться в Божием милосердии, не отчаиваюсь ни сей-

357

час, ни когда-либо; и чтобы я могла когда-либо достичь вознаграждения, не оставляю ни одного, подобного тебе, свидетеля, который бы столь боролся за меня, как ты. И многие поступали так же ради тебя, благородный отрок, за благо господина и владыки моего, чтобы мое по отношению к нему служение в пограничных областях или других местах не обесценилось; чтобы он не оставил ни тебя, ни меня, как в обыкновении у власть имущих. Я чувствую, что я весьма отягчена некоторыми долгами. По причине многих нужд я часто получала в свои руки не только от христиан, но и от иудеев многое из их имения; насколько это было возможно, я возвратила взятое, и насколько я смогу в будущем, всегда возвращу сразу после того, как взяла. Если после моей кончины останутся какие-либо долги, прошу и умоляю, чтобы ты сам тщательно разыскал тех, кому я задолжала. Когда ты найдешь их, не только из моего имения, если останется, но и из твоего, которым ты владеешь и до тех пор с помощью Божией праведно приобретешь, все всем прикажешь уплатить. Что более? О том, что по отношению к брату твоему меньшему ты должен делать, я наставляла тебя выше, наставлю и далее. Молю о том, чтобы он и сам изволил за меня молиться, когда достигнет надлежащего возраста. Ибо уже вас обоих равно наставляю вместе, чтобы вы соизволяли часто приносить за меня приношение Жертвы и предложение хлебов.

Кончается эта ручная книга. Аминь. Слава Богу.

Имена усопших

Узнай имена некоторых лиц, которые я пропустила выше и здесь кратко перечислю: Вильгельм, Кунгунда, Картберга, Витбурга, Теодорик, Гот-цельм, Гварнарий, Родлинда. Ибо они, с помощью Божией, соединенные браком в веке сем, принадлежат к вышеназванному родословию; и молитвенное призывание их во всем обращается к Тому, Кто создал их, как пожелал. Что в этом случае должно делать, сын, если не сказать с Псалмопевцем: «Мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек [Пс 113, 26]. Аминь».

1 824 г.

2 29 июня.

3 В королевской резиденции в Ахене.

4 826 г.

5 29 ноября.

6 Людовик Благочестивый умер в 840 г.

7 22 марта.

8 Пс 69, 2. Молитва Египетских отцов, принесенная в Европу прп. Иоанном Кассианом Римлянином как образец непрестанной молитвы.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова