Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Андрей Критский

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ

Источникъ: Слово в неделю Ваий. Иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Критскаго. // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1900. Первое полугодие. — СПб.: Синодальная Типография, 1900. — С. 523-527.

Приидите, возлюбленные, сретим Христа, Который днесь возвращается из Вифании и добровольно грядет на честную и блаженную страсть нашего ради спасения. Ныне грядет во Иерусалим Тот, Кто для нас сошел свыше, дабы нас, лежащих долу, возвысить с Собою превыше всякаго начальства, и власти, и силы,.. и всякаго имене именуемаго (Ефес. 1, 21), грядет же не как ищущий славы и не с великолепием, но является кротким и смиренным. Что смирнее подъяремника? Он же (Христос Спаситель), седящий на херувимех, не устыдился возсесть на жребя, как на трон, исполняя древний пророческий гласъ: рцыте дщери Сионове: се Цар твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя сына подъяремнича (Зах. 9, 9; Матф. 21, 5). Приидите и будем подражать изшедшим в сретение Господу, не одежды и ваия распростирая по пути Его, но елико возможно, сами распростираясь смиренным духом и правым сердцем и приемля в себя грядущее Слово, вмещая в себя грядущее Слово, вмещая в себе нигде невместимаго Бога: ибо это приятно Тому, Кто низшел ради нас, дабы тесным соединением с нами совозвести нас с Собою. Поставим самих себя у ног Христа облеченными, вместо одежд, в благодать Его или в Самого Его: ибо (сказано) елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Будем ежедневно говорить священныя слова, потрясая ваиями души: благословен грядый во имя Господне Царь Израилевъ (Иоан. 12, 13). Куда и откуда грядый? — к нам от Отца, ко кресту от чуда над Лазарем. Когда грядый и ради кого? — по исполнении времен, ради нашего спасения: поелику единою в кончину вековъ (Евр. 9, 26) Он добровольно избрал смерть за людей, — по избытку человеколюбия Он стал человеком, дабы спасти человека. Итак, последуем смирению Христову, объимем нищету, дабы обогатиться; вкусим креста, дабы наследовать сладость жизни. Разстелем у ног Господа, вместо одежд, желания сердца, дабы, проходя по нас, Он был весь в нас и показал всех нас в Себе и Себя всего в нас.

Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и сретить Христа, грядущаго на страдания, и прилепиться к Нему? — начертай образ бывшаго тогда. Будь спутником Победителю, вместе с толпой потрясая знамениями победы. Вместо ваий принеси добродетельную жизнь; ветвями масличными соделай свои руки, простертыя к милостыне. Ризами подстели «Покрывающему небо облаки» не плотския одеяния, но всего себя предай верою всему Воплотившемуся ради тебя; облеки Им всего себя, как одеждою, и прими всего Его, ради тебя пришедшаго и грядущаго на страсть. Будь, если угодно, жребятем, являя юношескую бодрость жребяти при старческом уме: понеси Христа, грядущаго во Иерусалим; соделайся жребятем по простоте мысли. И как тот следовал за посланными в Виффагию отрешить и привести его, нимало не противясь, а лишь преклонившись пред ведущими его: так и ты сам подчинись научающему тебя принять Христово смирение, ни в чем не противясь, и будешь поистине жребя Христов, освобожденный от скотскаго неразумения. Уподобься детям еврейскимъ: младенчествуй во зле. Перемени седину волос на кротость младенца: безполезна седина, если нет простоты... Сопутствуй Господу с народом, предшествуя народу. Восприими пророческия уста; воспой, прославь Возводящаго тебя от славы в славу; стань Сионом, стань душею Иерусалима, действительным градом Божиим, градом прославленным, дабы принять Христа вселяющагося в тебя. Се бо грядет к тебе кроток и спасая, не величаясь благодеяниями. Разшири двери уст твоих, воспой с детьми, взывая: благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Соделай сердце свое горницею постланною, дабы принять Христа для вкушения Ему у тебя вечери. Но, трапезуя со Христом, не подражай Иуде. Вкушая трапезу таинственную, не опускай руки в блюдо вместе со Христом; не будь безразсуден — замышлять на учителя. Если ты слышишь: «един от вас предаст Меня», не величайся. Смирись со смиренными, с молчаливыми заботься о молчании. А если спросят тебя, отвечай кротко Всеведущему и не мудрствуй, паче еже подобает. Кто же уготовает сердце свое, как горницу, — кто подражает «ослице» и принимает Христа? — Кто окажется вечерею для Христа, предлагая жизнь свого в пищу Изрекшему: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже есть на небесехъ (Иоан. 4, 34). Кто имеет столь пламенную веру, что желает претерпеть со Христом вожделенную и блаженную страсть и, слыша предречение ученикамъ: се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжникомъ: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком на поругание и биение и пропятие (Матф. 20, 18), отвергает всякое мирское пристрастие; кто будет подражать своему Господу, ради Него охотно перенося все, что Он добровольно претерпел ради людей. Ибо Он страдал не за Себя Самого, но образ давая нам и показывая предел мужества и смирения, дабы мы не падали духом, когда приключится с нами что-либо прискорбное.

Каким же это образом? Внимательно выслушай, дабы понять значение сказаннаго.

Кто либо оскорбил тебя словом, не сердись: ибо и Христа, Который есть Господь Бог, поносили. Ты получил тяжкую обиду от ближняго? Но Христос перенес и заушения. Ты опозорен? Но Господь претерпел и оплевания и носил хламиду — одежду поругания. Ты в безчестии?Но и над Христом глумились, что и предрек Исаия: безчестно бысть (лице Его), и не вменися (Ис. 53, 3). Тебя ударили рукою? Но и Христа ударяли по лицу, и Его главу били тростию. Тебя мучат? Христос даже был распятъ: гвозди пронзили руки и ноги Его; однакоже и пригвожденный ко кресту, Он молился за распинателей Своих (Лук. 23, 34). Насколько это тяжелее того? Насколько страдания Христовы тягостнее наших? Конечно, ничто прискорбное, что когда-либо случалось с нами, не может сравниться со страданиями Христа: наши страдания должны считаться весьма легкими и ничтожными, как страдания только людей грешных и смертных, которые подвержены изменениям, рождаются и умирают. А насколько страдания Христовы превосходнее наших, сего не может выразить никакое слово: поелику они суть страдания Господа, всесвободнаго Бога, Который не подвержен греху, — Бога неизменяемаго, безсмертнаго, у Него же несть пременение, или преложения стень (Иак. 1, 17). Но, без сомнения, хотя Он грехи наша носит, и о нас болезнуетъ; однако, Сам беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53, 4. 9): ибо Он весь есть правда и освящение, и избавление, и отгнатель всякаго греха. И не взирай только на величие страданий Христовых, но почти достоинство Терпящаго. Помысли, какая разница видеть простаго человека повешенным на дереве и зреть Бога посреди разбойников? Помысли, кто когда либо восхотел потерпеть такия страдания, для перенесения которых добровольно Христос явился в мир? И когда же это? — после Божественных знамений, после исцелений, после неслыханных врачеваний недугов, после благодеяний, которыми Он никогда не преставал ущедрять приходивших к Нему, немедленно разрешая должников, одним законополагая отпущение, других изъимая от осуждения...

А как не привести на память тех бедствий, которыя Господь испытал в конце, именно, искушений, которыя Он перенес прежде креста — предания и льстиваго лобзания, нашествия с оружием и дрекольми, приведения к Каиафе, лживых свидетельств, допроса пред судилищем, вопля, который подняли иудеи, возбуждая толпу: распни, распни Его, бичеваний, насмешек, заплеваний, заушений, терноваго венца, хламиды червленной, отведения на Голгофу... Что еще было на кресте? — Гвозди, пропятие на древе, оцет, желчь, копие, жребий, брошенный об одеждах, разделение их, поругания при кресте, когда одни, покивая главами, говорили такия слова: иныя спасе, Себе ли не может спасти (Матф. 27, 42), другие: аще ты еси Христос, спаси Себе (Лук. 23, 39): иные: уа, разоряяй церковь и треми денми созидаяй ю: спасися Сам, и сниди с креста (Марк. 15, 29); другие: остави, да видим, аще прииде Илия спасти Его (Матф. 27, 49); иные: аще Царь Исраилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Матф. 27, 42). Представляется ли это тебе малым для образца смирения? Умолчал ли бы ты, если бы перенес даже один вид таких страданий Христовых? Но Христос молчал, претерпевая все. А сколь страшно и дивно то, чтó последовало за крестом! Подумай: небо свыше омрачилось, солнце затмилось, луна потускнела, земля потряслась, бездна смирилась, горы разселись, могилы извергли своих мертвецов, — и сколько еще великаго случилось в это время! Обличенные сим и наученные, что страдавший был Бог, иудеи, вследствие столь необыкновенных событий, должны были бы, переменив прежнее мнение, узнать должное; но от злобы они не сделались лучшими и не престали (злодействовать), а подвиглись на худшее. Скажу и о злодеяниях их после погребения Христа: о страхе при гробе, о запечатании камня, об измышлении касательно воскресения, о распространенном обмане: помянухом, яко льстец Он рече еще сый живъ: по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб до третияго дне (Матф. 27, 63-64), и затемъ: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его (Матф. 28, 13)...

Помысли, человече, сколь велики страдания Христа моего и Бога, которыми Он потребил мои страсти! Сколько образовалось для меня источников благодеяний, сколько спасительных врачеваний! Сколько в течение двух дней перенес от иудеев тот добрый Пастырь, который положил душу Свою за нас — овец! Сколько — прежде страсти от дня явления Своего Израилю! То они говорили: беса имаши (Иоан. 8, 48), — то: ядца и винопийца, друг мытарем и грешникомъ (Лук. 7, 34); иногда: «разрушает (Иисус Христосъ) законъ», «разоряет субботу», — иногда: «самарянин есть» и «сын тектоновъ» и прочее, что содержится в Евангелиях. А что сказать об искушениях и вопросах с целию уловить Господа: достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни (Матф. 22, 17)? коею властию сия твориши (Матф. 21, 23)? кое знамение являеши нам, яко сия твориши (Иоан. 2, 18)? доколе души наша вземлеши (Иоан. 10, 24)? аще ты еси Христос, рцы нам не обинуяся (Иоан. 10, 24)... Как много предпринимали дерзкие и христоненавистные люди против Кроткаго и Смиреннаго, против Того, Кто претворял для них воду в вино, Кто вместе с ними вечерял, Кто призывал самарян, оправдывал мытарей, блудниц обращал к целомудрию, изсушал течение кровей, изгонял демонов, очищал прокаженных, хромых, согбенных соделывал прямоходящими, укреплял члены разслабленным, исцелял сухую руку, подавал глухим слух, слепым — зрение, немым — способность речи, ходил по морю, немногими хлебами питал многия тысячи людей, словом возбуждал мертвецов! О, еслибы и нас, мертвых грехами и страстями прельщения, Он сооживил в Себе, благодатию и милосердием Своего человеколюбия! Чрез Него и с Ним слава, честь и поклонение Отцу и благому, животворящему Его Духу, ныне и присно и во все безконечные веки веков. Аминь.

Примечание:
В сокращении и переложении на русский язык. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col. 985-1018, ср. «Торжественникъ» — рукопись Московской синодальной библиотеки (284 - CCLXXI), лл. 239-250. Уставом церковным чтение сего слова положено после полиелея на утрени в праздник Входа Господня во Иерусалим.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова