Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Иннокентий I, папа Римский

Письма ему Златоуста.


В. Задворный. История Римских пап. T. I.: М.: "Греко-латинский кабинет". 1995. С. 199-205. Текст на странице следует после ее номера


199

СВ. ИННОКЕНТИЙ I (S. INNOCENTIUS I) 22.ХИ.401 г.—12.111.417 г,

В 410 г. произошло взятие и разграбление Рима ордами вестготов, возглавляемыми Аларихом. «Римской Церковью в то время управлял преемник Анастасия Иннокентий, муж, украшенный силой духа и благоразумием* (Св. Феодорит Кирский. Церковная история. V, 23). Падение столицы некогда всемирной империи произвело огромное и очень тягостное впечатление на современников. Под влиянием этого события св. Августин начал писать свой знаменитый труд «О Граде Божием»; пафос этого сочинения состоял в противопоставлении судьбы Града земного, неизбежная участь которого — разрушение и гибель, и Града небесного, странствующего по земле и не отождествляемого ни с какими земными институтами, граждане которого будут собраны на своей небесной родине, там, где не властны смерть и разрушение. Папа в это время в составе делегации сената находился в Равенне. Орозий в своей «Истории» (VII, 39) пишет, что Провидение вывело св. Иннокентия, словно Лота из Содома, за пределы Рима, чтобы он не присутствовал при наказании грешного народа. Но трагическое событие не поколебало стойкости папы, неутомимо продолжавшего дело укрепления положения Церкви.

Иннокентий получал послания от епископов Италии, Испании, Галлии, в которых они спрашивали его о различных вопросах церковной дисциплины, о целибате, о каноне книг Священного Писания, литургии, таинствах, о принятии в церковное общение лиц, совершивших смертные грехи. Папа отвечал на все запросы, и послания его свидетельствуют об авторитете Апостольского Престола.

Особое внимание св. Иннокентия привлекали проблемы Иллирии. В 379 г. Грациан передал Феодосию, управлявшему в то время восточной частью империи, Македонию и Дакию, прежде входившие в состав Западной Римской империи. Хотя это

200

было чисто административное решение, оно могло повлечь за собой значительные церковные последствия: до этого вся Иллирия с точки зрения как светской власти, так и церковной, находилась в юрисдикции Рима, а изменение ее государственного подчинения могло привести к переходу ее и в сфере церковной в ведение Константинополя. Папы с самого возникновения этой проблемы не выпускали ее из внимания; ею занимались и св. Дамас и св. Сириций. Иннокентий продолжил политику укрепления своей юрисдикции в Иллирии, предоставив епископу Фессалоникийскому Руфу право решать вопросы своей митрополии в качестве представителя папы.

В 404 г. с Константинопольской кафедры был вновь смещен и отправлен в ссылку св. Иоанн Златоуст. Иннокентий, узнав об этом от восточных епископов и из послания самого Златоуста, подтвердил, что находится в общении со св. Иоанном, не признает незаконно поставленного нового Константинопольского епископа, а также призывает созвать собор для разрешения конфликта. Св. Иннокентий указывал духовенству и народу Константинополя на неправое осуждение Иоанна, а Златоусту писал с самыми дружескими чувствами, укрепляя и поддерживая его в тяжелом испытании. Во вдохновленном папою послании западного императора Гонория императору восточному Аркадию провозглашен принцип: истолкование божественных предметов — дело служителей Церкви, а дело светской власти — соблюдение положений религии.

Таким образом, св. Иннокентий не стал низлагать константинопольского епископа Аттика, либо отлучать от Церкви Аркадия, так как это не принесло бы никаких результатов, но он разорвал отношения между Западом и Востоком и терпеливо ждал. Действия св. Иннокентия напоминают политику, проводимую св. Юлием в предыдущем столетии: оба они считали, что окончательное решение должен принять собор (165, с. 246).

Св. Иннокентий, скончавшийся 12 марта 417 г., похоронен на кладбище Понциана на Портуэнской дороге. По римскому календарю память его отмечается 28 июля.

Сочинения

До наших дней дошло свыше 30 посланий св. Иннокентия, написанных им по различным поводам. В декреталиях, направленных Виктрицию, епископу Руанскому (ок. 407 г.), испанским епископам, собравшимся на соборе в Толедо (411 г.), и Децентию Губбийскому (410 г.), он упорядочивает каноническое право в вопросах церковной дисциплины и литургии, настаивая при этом на том, что нормой является римский обычай: «Если же откроются важные дела, то после обсуждения епископов о них сообщается Апостольскому Престолу, как постановил

201

об этом собор и предписывает святой обычай» (Epistola ad Victricium). В послании к Экзуперию, епископу Тулузскому (ок. 411 г.), он касается вопроса канона книг Священного Писания. Получив вести от африканских епископов, а также от св. Августина о том, что, несмотря на осуждение Пелагия на двух соборах, он был реабилитирован на соборе в Лидде (415 г.), папа 27 января 417 г. написал послание, осуждающее учение Пелагия, которого он отлучил от Церкви вместе с его единомышленником Целестием до тех пор, пока они не раскаются в своих заблуждениях.

ПЕЛАГИАНСТВО — еретическое учение, названное по имени своего основателя, британского монаха Пелагия (ок. 360—418 гг.). Делая упор на свободу воли человека, он отрицал существование тяготеющего над ним первородного греха, подчеркивая внутренние, собственные возможности человека в достижении нравственного совершенства и спасения. По его мнению, земная жизнь и крестная смерть Спасителя не означали искупления греховности человека, но доли лишь замечательный образец для подражания. Таким образом, из его учения следовало, что человек для спасения не нуждается в помощи Бога. Главным идейным противником Пелагия выступил св. Августин. Пелагианство осуждалось на местных соборах и окончательно было признано еретическим на Вселенском Соборе в Эфесе 431 г.

Ниже приводятся два послания, написанные св. Иннокентием в связи с низложением епископа Константинопольского св. Иоанна Златоуста, в защиту которого он сразу же выступил. Латинский текст взят из Патрологии Миня: PL, т. 20, стб. 501—514.

EPISTOLA INNOCENTII РАРАЕ

AD JOANNEM CHRYSOSTOMUM

CONST ANTINOPOLITANUM

EPISCOPUM Dileclo fralri Joanni

Innocenlius

Etsi innocens prospera oninia ex-spectare el a Deo misericordiam pe-tere debet, tamen etiam a nobis, qui patientiam suademus, competenles litterae per Cyriacum diaconum sunt transmissae. ne contumelia plus valeat ad opprimendum, quam bona conscientia ad spem relevan-dam. Neque enim tu docendus es, tot populorum doctor et pastor, oplimos quosque semper et assidue

ПОСЛАНИЕ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ

ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ

ЕПИСКОПУ Возлюбленному брату Иоанну

Перевод в сочинениях Златоуста.

Иннокентий

Хотя невинному человеку можно ожидать всех благ и просить милости Бога, однако мы, убеждая терпеть, отправили с диаконом Кириаком соответствующее обстоятельствам послание, чтобы оскорбление с его нападениями не было сильнее чистой совести с ее надеждами. Тебя, учителя и пастыря стольких людей, не нужно наставлять в том, что все лучшие люди

202

probari, utrum in vigore patientiae permaneant, nee ulli labor! ac mo-lestiae succumbant. Et vero consci-entia i'irmum est praesidium adver-sus omnia quae injuste accidunt: quae nisi quis patientia superaverit, malae suspicionis de se argumentum praebet. Cuncta enim tolerare debet, qui Dei primum, ac deinde conscientiae fiducia nititur. Quippe vir bonus ac probus exerceri quidem po-test ad patientiam, superari vero non potest; cum divinae Scripturae mentem ejus muniant atque custodiant. Abundant enim exemplis lectiones sacrae, quae populis tradimus, quae universes fere sanctos variis modis vexatos, et tamquam examine quodam probates esse testantur, atque ita ad patientie coronam perve-nisse. Consoletur ergo charitatem tuam, frater admodum venerande, ipsa conscientia, quae in calamitati-bus habet consolationem virtutis. Inspectante enim Domino Christo, in portu pacis conscientia pura consistit.

всегда и постоянно подвергаются испытаниям: пребывают ли они в силе терпения и не падают ли под тяжестью труда и страдания. Ведь совесть есть крепкий оплот против всех незаслуженных несчастий, не преодолевший которых терпением дает основание для неблагоприятных о себе предположений. Все должен переносить тот, кто полагается прежде всего на Бога, а потом на собственную совесть. Добрый муж может испытываться в терпении, быть же побежденным не может; мысль его охраняется Божественным Писанием. Чтение священных книг изобилует примерами, о которых мы рассказываем народу, свидетельствующими, что почти все святые различным образом и весьма часто были притесняемы, подвергаясь каким-либо испытаниям и через это получив венец терпения. Да утешает любовь твою, дорогой брат, сама твоя совесть, которая в несчастиях должна служить отрадою для добродетели. Перед очами Господа Христа чистая совесть да утверждается в пристани мира.


EPISTOLA AD CLERUM

ETPOPULUM CONSTANTINOPOLITANUM

 

ПОСЛАНИЕ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ К КЛИРУ И НАРОДУ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Innocentius episcopus presbyter is

et diaconis, et universe clero ac populo

ecclesiae Constantinopolitanae,

qui sunt sub Joanne episcopo,

dilectis fratribus salutem

Иннокентий епископ пресвитерам,

диаконам и всему клиру и народу

Константинопольской Церкви,

подчиненным епископу Иоанну,

возлюбленным братьям, радоваться

1. Ex litteris charitatis vestrae, quas per Germanum presbyterum et Cassianum diaconum misistis, sce-nam malorum, quam ob oculos posu-istis, anxia sollicitudine cognovi: quantisque calamitatibus et ae-rumnis fides laboret, repetita saepi-us lectione perspexi. Quam quidem rem sola patientiae consolatio sanare

1. Из письма любви вашей, посланного с пресвитером Германом и диаконом Кассианом, с тревогою и беспокойством воочию увидел я зрелище зол, которое представили вы пред моими глазами: неоднократно перечитывая письмо, я узнал, от каких великих бед и несчастий страдает вера. Здесь может

203

potest. Dabit enim brevi Deus noster finem tantis tribulationibus, et haec juvabit tolerasse. Enimvero hanc ip-sam necessariam consolationem in exordio literarum charitatis vestrae positam, propositum vestrum lau-dantes, agnovimus multis testimoni-is ad patientiam hortantibus confir-matam. Nam consulationem, quam vobis per litteras nostras debeba-mus, litteris vestris ipsi praevenis-tis. Hanc enim Dominus noster patientiam laborantibus praestare solet: ut famuli Christi etiam in tribulationibus semetipsos consolentur, apud se reputantes, sanctis ea antea conti-gisse, quae ipsi patiuntur. Sed et nos ex ipsis litteris vestris consolationem nobis mutuari possumus. Ne-que enim a doloris vestri consortio sumus alieni; quippe qui affligimur in vobis.

2. Quis enim ferre possit ea quae ab illis delinquuntur, quos prae cae-teris decebat tranquillitatis ac pacis et concordiae esse studiosos? Nunc autem praepostero more sacerdotes innoxii e sedibus ecclesiarum sua-rum exturbantur. Quod quidem primus injuste perpessus est frater et consacerdos noster Joannes episcopus vester, cum nulla ratione fuis-set auditus. Nullum crimen offer-tur, nee auditur. Et quodnam est hoc perditum consilium? Ut non sit, aut quaeratur ulla species judicii, in locum viventium sacerdotum alii substituuntur: quasi qui ab hujus-modi facinore auspicati sunt, ali-quid recti aut habere, ant egisse, ju-dicari possint. Neque enim talia umquam a patribus nostris gesta esse comperimus, sed potius prohibita; cuni nemini licentia data sit in locum viventis alium ordinandi. Nam

помочь одно утешение — терпение. Бог наш -скоро даст конец этим скорбям, а перенесение их послужит во благо. И действительно, столь нужное это утешение изложено в начале письма любви вашей, и из него мы, восхваляя вашу мысль, узнаем много свидетельств, утверждающих в терпении. Так что утешение, которое мы должны были дать вам своим письмом, вы сами предвосхитили в письме собственном. Ведь Господь наш дает страждущим это терпение для того, чтобы даже и в скор-бях рабы Христовы сами утешали себя, размышляя о том, что переносимое ими уже раньше случалось со святыми. Даже и мы сами из письма вашего можем почерпнуть утешение. Ведь мы не чужды соучастия в скорби вашей и сами сострадаем вам.

2. Да и кто мог бы снести это от тех, которым прежде всего следовало бы быть ревнителями спокойствия, мира и согласия? Теперь же, наоборот, неповинные епископы изгоняются с кафедр своих Церквей. Брат и служитель наш Иоанн, ваш епископ, первый несправедливо испытал это, не будучи даже выслушан, ибо никакое обвинение не предъявляется и никто не выслушивается. И что это за бесчестное обсуждение? Чтобы не было и не изыскивалось повода для суда, на место живых священников ставятся другие; как будто люди, начавшие с такого преступления, могли быть кем-либо признаны имеющими добрую цель и поступившими справедливо. Нам неизвестно, чтобы так когда-нибудь поступали наши отцы;

204

reproba ordinatio honorem sacerdo-tis auferre non potest; si quidem is episcopus omnino esse nequit, qui injuste substituitur.

3. Quod autem ad canonum ob-servationem attinet, solis illis pa-rendum esse dicimus, qui Nicaeae definiti sunl; quos solos seclari et agnoscere debet Ecclesia Catholica. Sin autem a quibusdam alii profe-rantur, qui a Nicaenis canonibus dissentiant, et ab haereticis composi-ti esse arguantur, hi ab episcopis catholicis rejiciuntur. Nam quae ab haereticis sunt excogitata, ea catholicis regulis adjungere non licet. Quippe illi per contraria et illicita placita perpetuo id agunt, ut Nicae-norum patrum sententiam labefac-tent. Hos igitur canones non solum non sequendos, verum etiam una cum haereticis et schismaticis dog-matibus condemnandos esse dicimus, quemadmodum etiam in Sardicensi synodo jam condemnati sunt ab episcopis qui nos praecesserunt. Satius enini fuerit ea quae recte facta sunt condemnari, quam ea quae contra canones acta sunt ullam firmitatem obtinere, fratres charissimi.

4. Sed quid adversus ista in praesenti faciamus? Necessaria est cognitio synodi, quam et jam pridem congregandam esse diximus. Ea enim sola est, quae hujusmodi tempestatum motus sedare possit. Quam ut consequamur, utile fuerit interim horum malorum medicinam a voluntate Dei niagni et Christi ip-sius Domini nostri exspectare. Om-nia, quae nunc per invidiam diaboli ad fidelium probationem conturbata sunt, pacabuntur. Nihil non debe-mus per firmitatem fidei a Domino

напротив, такие действия запрещались, и никому не предоставлялось на место кого-либо, бывшего в живых, посвящать другого. Незаконное посвящение не может отнять у другого его достоинство священства, не может быть епископом поставляемый несправедливо на место другого. 1

3. Что касается соблюдения канонов, то мы утверждаем, что нужно подчиняться только тем, которые определены в Никее; им одним должна следовать Вселенская Церковь и их одни признавать. Если же кем-либо будут представлены другие каноны, отличающиеся от никейских, и если бы было обнаружено, что эти каноны составлены еретиками, то епископы Вселенской Церкви должны их отвергнуть. То, что измышлено еретиками, нельзя объединить с Вселенскими канонами: они всегда стремятся извратить мысль никейских Отцов чем-либо противоположным и недозволенным. Итак, мы утверждаем не только то, что не следует держаться этих канонов, но то, что их должно осудить вместе с еретическими и схизматическими учениями, как это и прежде сделали на Сардикийском соборе жившие раньше нас епископы. Возлюбленные братья, лучше, если будет осуждено сделанное должным образом, чем если утвердится то, что сделано вопреки канонов.

4. Но что против этого мы сейчас предпримем? Необходимо расследование собора, о созыве которого мы говорили уже давно: один он мог бы утишить эту бурю.

205

 

sperare. Nam et nos diu multumque cogitamus, quonam modo oecumeni-ca synodus congreganda sit, ut tur-bulenti motus Dei nutu tandem con-quiescant. Sustineamus igitur ali-quantisper; et vallo patientiae com-ruuniti, cuncta auxilio Dei nostri restituenda speremus. Omnia porro, quae vos perferre dixistis, jam antea a coepiscopis nostris, qui Romam licet diversis temporibus confugerunt, id est Demetrio, Cyriaco, Eu-lysio et Palladio, qui nobiscum sunt, accurata interrogatione didicimus.

Тем временем нам следует ждать врачевания бед по воле великого Бога и Христа Его, Госиода нашего. Все волнения, воздвигнутые ныне завистью диавола для испытания верных, утихнут; твердые в вере, мы не должны терять надежды на получение от Бога чего бы то ни было. Мы уже давно и много размышляем о том, каким образом должен быть созван вселенский собор, чтобы волею Божиею успокоились тревога и смятение. Итак, будем пока ждать и, окружив себя стеною терпения, станем надеяться, что с помощью Бога нашего все будет восстановлено. Обо всем же, перенесенном вами, мы узнали, расспросив соенископов наших, бежавших в Рим, хотя и в разное время, а именно от Димитрия, Кириака, Евлисия и Палладия, которые теперь находятся с нами.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова