Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Архим. Антонинъ Капустинъ


О мученичествѣ св. Домнины.

Оп.: Капустин А. Мученіе св. Домнины. // Журналъ «Труды Кіевской Духовной Академіи». — 1869 г. — Январь. — С. 120, 129-133.

См. библиографию.

Разсматривая древнія рукописи іерусалимской патріаршей библіотеки, и въ частности сборники жизнеописаній святыхъ, наполненные бóльшею частію Метафрастовыми «торжественными словами», я встрѣчалъ между ними и расказы о святыхъ, замѣчательные по своей краткости, точности и исторической опредѣленности. А есть и прямые оффиціальные акты. Одинъ изъ послѣднихъ я считаю не безполезнымъ сообщить къ общему свѣдѣнію въ возможно точномъ переводѣ [1].

Память св. мученицы Домнины положена въ нынѣшнихъ греческихъ святцахъ подъ 12 числомъ октября. Тоже — и въ нашихъ святцахъ, только у насъ она по ошибкѣ называется Домникою [2]. Въ «мученикословѣ» римскомъ названа Домниною и полагается подъ тѣмъ же числомъ. Тоже — и въ «мѣсяцесловѣ» крипто-ферратскомъ, приписываемомъ имп. Василію II Порфѵрородному, и извѣстномъ въ ученомъ мірѣ подъ названіемъ: Menologium graecorum. Въ нашихъ актахъ говорится положительно, что святая скончалась 5 октября. Неизвѣстно, почему день памяти ея перенесенъ на 12-е число.


Для сличенія приводимъ одинъ древній расказъ о страданіяхъ св. муч. Домнины или Донуины, заимствуя, его изъ актовъ, приведенныхъ у Баронія (Annales Ecclesiastici. t. 11. p. 479. edit. 1600) [3]. Въ нихъ расказывается сначала мученіе святыхъ юношей Клавдія, Астерія и Неона, родныхъ братьевъ, оговоренныхъ мачихою въ христіанствѣ, съ которыми вмѣстѣ взяты были, по такому же оговору, и посажены въ темницу Донуина и Ѳеонилла [4]. За объявленіемъ смертнаго приговора мученикамъ, въ актахъ говорится:

«Приведена Комментарисіемъ Донуина. Евлаліи Комментарисій сказалъ: предстоитъ Донуина. Лисій сказалъ: видишь, женщина, какой огонь и какія муки готовятся тебѣ. Итакъ если хочешь уйти по-здорову, принеси возліянія богамъ. Донуина отвѣчаетъ: не сдѣлаю того, чтобы не впасть въ огонь вѣчный и въ муки непрерывныя. Чту Бога и Христа Его, который сотворилъ небо и землю и все, что есть на нихъ. Ваши боги сдѣланы людьми изъ камня и дерева. Лисій сказалъ: снявши одежды (ея), растяните (ее), и всѣ члены ея сѣките розгами. Въ то время, какъ ее били, Архелай спекулаторъ говоритъ: твоя свѣтлость! Донуина уже нежива. Лисій сказалъ: бросить тѣло ея въ глубину рѣки». Въ концѣ замѣчено: «пострадали св. мученики въ Эгеѣ при Лисіѣ проконсулѣ, въ десятые календы сентября (23 августа), при Діоклитіанѣ и Аристовулѣ консулахъ».

Почти слово въ слово тоже самое читается и у Рюйнарта. Разница только та, что здѣсь Донуина, согласно съ нашими актами, называется Домниной, а Евлалій — Евѳаліемъ, какъ и у насъ. Рюйнартъ говоритъ, что его расказъ выписанъ изъ четырехъ древнихъ рукописей. Очевидно, что всѣ, начиная съ Сурія, имѣли подъ руками одну и туже редакцію актовъ страданія пяти эгейскихъ мучениковъ, въ числѣ коихъ была и св. Домнина. Но, по тщательномъ сличеніи сихъ актовъ съ обнародованными теперь нами, кажется, надобно придти къ заключенію, что эгейская Домнина или Донуина была не одно лице съ нашей мученицей. Какимъ бы укороченнымъ извлеченіемъ изъ полнаго (нашего) акта ни представлять себѣ этотъ многоэкземплярный актъ, все же нельзя не видѣть существенной между ними разницы. По нашему акту все судопроизводство, вмѣстѣ съ пытками, производится въ городѣ Аназарвовъ, т. е. просто въ Аназарвѣ, а Рюйнарто-Бароніевы акты ставятъ оное въ городъ Эгею. Кромѣ несогласія относительно мѣста, таковое же замѣчается и во времени. Тогда какъ въ упомянутыхъ актахъ кончина св. мученицы представляется случившеюся въ одинъ и тотъ же день съ распятіемъ трехъ мучениковъ, память коихъ положена въ мученикословахъ латинскихъ 23 августа, а въ мѣсяцословахъ православной Церкви то 29 (въ русскихъ), то 30 (греческихъ) октября, — въ нашихъ актахъ днемъ кончины мученицы опредѣленно указывается 5-е октября. Впрочемъ то обстоятельство, что въ святцахъ нашихъ и западныхъ память св. мучениковъ Клавдія, Астерія и Неона соединяется постоянно съ памятію и св. Ѳеониллы (Неониллы — у Никодима), а о Домнинѣ не упоминается совсѣмъ при этомъ, вмѣсто же того полагается память ея одной подъ другимъ числомъ, вынесенная туда по какимъ нибудь особеннымъ, намъ теперь неизвѣстнымъ, причинамъ, — ведетъ къ заключенію, что не другая какая, а именно Домнина нашихъ актовъ упоминается и въ тѣхъ актахъ, только какъ бы мимоходомъ, въ самыхъ общихъ чертахъ и сбивчиво.


Закончимъ изложеніе наше переводомъ того, что содержатъ въ себѣ о св. Домнинѣ Martyrologium Romanum и Menologium graecorum.

Въ «Мартирологѣ» подъ 12 октября читается: «Въ Лисіи [5]. Св. Домнины мученицы, которая, бывъ схвачена греческими ликторами, представлена суду префекта, у котораго, послѣ того какъ съ величайшею свободою духа и слова исповѣдала имя Іисуса Христа и прокляла ложныхъ боговъ, была жесточайшимъ образомъ высѣчена, потомъ заключена въ тюрьму, и опять, бывъ позвана къ допросу, немилосердо избивается палками. За тѣмъ составы членовъ ея растягиваются клещами, а ноги поджигаются раскаленнымъ жегаломъ. Перетерпѣвъ эти муки, она опять заключена была въ тюрьму, и когда (тамъ) молилась и благодарила Бога за подъятое мученіе, предала духъ».

Въ «Минологіѣ» 12 октября помѣщено слѣдующее краткое жизнеописаніе мученицы: «мученица Христова Домнина была при Діоклитіанѣ царѣ изъ города Аназарва. Какъ христіанка, она схвачена была палачами эллинами и представлена на судилище Лисія правителя. Когда она смѣло предъ лицемъ всѣхъ исповѣдала имя Господа нашего Іисуса Христа, говоря, что Онъ есть истинный Богъ и Творецъ всего, и доказывая, что боги эллинскіе ложны, что они суть камни, безжизненныя деревья и тлѣнное вещество, то ее стали бить нещадно, жечь ей ноги раскаленнымъ жегаломъ, и отвели ее въ тюрьму. Ставши же и въ другой разъ на пытку, крѣпко избивается палками, и члены ея выводятся клещами изъ суставовъ своихъ. И опять ввергается въ тюрьму. Бывши же въ ней предала Богу, за котораго пострадала, блаженную душу свою благодаря и молясь. Мощи ея погребены честно» [6].

Іерусалимъ. 12 октября 1868 г.

Примѣчанія:
[1] Онъ помѣщенъ въ рукописи подъ № 10, на пергаментѣ въ большую четверку, въ два столбца по 30 строкъ на страницѣ. Книга содержитъ въ себѣ Житія святыхъ за октябрь мѣсяцъ. Писана вся одною рукой рыжеватыми чернилами, безъ украшеній съ сандальными заглавіями. Всѣхъ тетрадей 39. Въ началѣ недостаетъ трехъ листовъ. Рукопись принадлежала прежде Лаврѣ св. Саввы, какъ видно изъ двухъ приписокъ. Актъ помѣщенъ подъ 5-мъ числомъ, послѣ жизнеописанія св. Мамелхѳы.
[2] Она же, повидимому, у Баронія называется Донуиною, и упоминается у Рюйнарта.
[3] Бароній имѣлъ подъ рукою два списка сихъ актовъ, о которыхъ, къ сожалѣнію, не сообщаетъ ничего къ свѣдѣнію читателей.
[4] Объ этомъ согласно говорятъ всѣ синаксарныя извѣстія о святыхъ. Но кромѣ Никодима и нашего мѣсяцослова (Верш.) никто не говоритъ, что св. Ѳеонилла была сестра ихъ. Мученики были «лѣты млады» (Чет. мин.), а св. Ѳеонилла, на вопросъ Лисія о мужѣ ея, отвѣчала, что она уже вдовствуетъ 23 года. Синаксарныя извѣстія мѣстомъ страданія мучениковъ поставляютъ Мопсуестъ, а акты, согласно съ римскимъ мученикословомъ — Эгею. Города эти находились въ сосѣдствѣ, и очень могло статься, что начавши свой мученическій подвигъ въ одномъ городѣ, страстотерпцы Христовы оканчивали его въ другомъ.
[5] Очевидная ошибка. Надобно читать: въ Киликіи. Можетъ быть, имя проконсула мучителя подало поводъ къ такой опискѣ.
[6] Надобно думать, потому, что приказаніе Лисія бросить тѣло св мученицы на снѣдь псамъ, не было выполнено.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова